Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Магжановой Э.А., судей Колосовой С.И., Бабенко О.И., при помощнике судьи Игумнове В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Колосовой С.И. гражданское дело N 2-2554/2021 по иску Макаренко Ю.А. к МВД России о признании незаконным решения, взыскании единовременной социальной выплаты
по апелляционной жалобе истца Макаренко Ю.А. на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 18 мая 2021 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Макаренко Ю.А. к МВД России о признании незаконным решения, взыскании единовременной социальной выплаты отказать".
установила:
Макаренко Ю.А. обратился в суд с иском к МВД России о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии МВД России от 22 декабря 2020 года в части определения размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья - 5 891 067, 58 руб, полагал, что размер выплаты надлежит определить на 6 610 876, 49 рублей больше, поскольку ответчиком необоснованно учтена при определении норматива обеспеченности его жильем принадлежащая его несовершеннолетней дочери Макаренко Д.Ю. на праве собственности доля в жилом помещении.
Исковые требования мотивированы тем, что истец проходил службу в 1 отделении 9 отдела УОГЗ МВД России в должности старшего оперуполномоченного, стаж на момент увольнения 01 июля 2014 года составил 23 года 16 дней, 11 октября 2012 года он обратился в МВД РФ с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Распоряжением от 22 ноября 2012 года N**** он был принят на учет для получения единовременной выплаты. 10 сентября 2014 года прекращен брак с Макаренко М.М, от брака имеется дочь Макаренко Д.Ю, 2003 года рождения, которая зарегистрирована по адресу: *****. При этом 1/2 доля в праве собственности на указанное жилое помещение принадлежит дочери, однако ответчиком необоснованно при расчете ЕСВ учтена площадь жилого помещения, принадлежащего его дочери, поскольку дочь с ним не проживает и членом его семьи не является.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 18 мая 2021 года в удовлетворении иска Макаренко Ю.А. отказано.
Не согласившись с постановленным решением, истцом Макаренко Ю.А. подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 октября 2021 года решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 18 мая 2021 года оставлено без изменения, жалоба Макаренко Ю.А. - без удовлетворения.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 15 марта 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Московский городской суд.
Отменяя апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 октября 2021 года, Второй кассационный суд общей юрисдикции указал, что судом первой инстанции не установлены юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства, связанные с раздельным или совместным проживанием Макаренко Ю.А. с дочерью **** после прекращения брака между супругами в 2014 году, определено ли родителями место жительства дочери с отцом, являются ли они по смыслу норм жилищного законодательства членами семьи, не дана должная оценка доводам истца о раздельном проживании с ребенком, не установлено, в каком составе семьи Макаренко Ю.А. претендовал на социальную выплату, учитывая имеющееся в материалах дела на л.д. 104 заявление от 24.11.2020 года.
При новом апелляционном рассмотрении дела представитель истца Макаренко Ю.А. по доверенности адвокат Леонова В.С. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Представитель ответчика МВД России по доверенности Королева С.В. в суде апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагала решение суда законным и обоснованным.
Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Как разъяснено в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 постановления Пленума).
Обжалуемое решение указанным требованиям не соответствует.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Макаренко Ю.А. проходил службу в органах внутренних дел в должности старшего оперуполномоченного 1 отделения 9 отдела УОГЗ МВД России, стаж его службы по состоянию на 01 июля 2014 года в календарном исчислении составляет 23 года 16 дней.
На основании решения комиссии МВД России по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом от 22 декабря 2020 года N **, утвержденного распоряжением МВД России 25 декабря 2020 года N ***, Макаренко Ю.А. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, для обеспечения Макаренко Ю.А. определена социальная выплата в размере 5 891 067 руб. 58 коп.
20 ноября 2012года Макаренко Ю.А. принят на учет в составе семьи из трех человек - супруга и дочь, **** года рождения.
Макаренко Ю.А. зарегистрирован с 2011 года в комнате общежития по договору специализированного найма комнаты по адресу: ****. Супруга и дочь истца зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: ***, и являются собственниками данной квартиры по ? доли в праве общей собственности каждая.
10 сентября 2014 г. прекращен брак между Макаренко Ю.И. и Макаренко М.М.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, ссылаясь на положения на положения ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пп. 27, 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011г. N 1223, исходил из соответствия расчета единовременной социальной выплаты, приведенного в оспариваемом решении, требованиям указанных нормативных актов.
Между тем, с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они сделаны при неправильном применении норм материального и норм процессуального права.
В соответствии частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) данным Законом регулируются в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Так, согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г..N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
В пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты названы документы, представляемые сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения вместе с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. В число этих документов, в частности, включены: копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; копия (копии) свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы (подпункты "б", "в", "г", "е").
Разделом III названных Правил регламентируется определение размера единовременной социальной выплаты.
В части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ названы лица, относящиеся к членам семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицам, находящимся (находившимся) на их иждивении, на которых распространяется действие данного Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями этого Федерального закона: 1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ в качестве одной из социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, нуждающимся в жилых помещениях, предусмотрено их обеспечение жилыми помещениями путем предоставления с учетом совместно проживающих с ними членов семьи единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений (пункт 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет) (подпункт "г" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения (пункт 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно пункту 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной ст. 7 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по соответствующей формуле (формула приводится в данном пункте), включающей в себя такие обязательные параметры как норматив общей площади жилого помещения, размер дополнительной площади и сумму общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.
Пунктом 29 Правил установлено, что в случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя и согласно ч. 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
По смыслу указанных норм права членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения является то или иное лицо не только в зависимости от степени родства (супруг, дети, родители), но и в зависимости от факта вселения и совместного проживания с нанимателем (собственником) жилого помещения.
Как следует из материалов дела, Макаренко Ю.А. имеет право на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223.
Решением комиссии МВД России от 22 декабря 2020 года N *, утвержденного распоряжением МВД России 25 декабря 2020 года N, Макаренко Ю.А, являющемуся пенсионером МВД России, предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилья в размере 5 891 067, 58 руб. При этом из расчета выплаты исходя из 33 кв.м на одного человека нормативного обеспечения жильем вычтена принадлежащая на праве собственности дочери истца 1/2 доля в квартире, расположенной в ***** (17, 45 кв.м.).
Дочь истца Макаренко Ю.А. - Макаренко Д.Ю. зарегистрирована и проживает с матерью Макаренко М.М. по адресу: ****.
Вместе с тем, при определении уровня обеспеченности Макаренко Ю.А. общей площадью жилого помещения в нарушение требований ч.4 ст.4 Федерльного закона О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и п.8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации необоснованно учтена принадлежащая его дочери на праве общей собственности 1/2 доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: ****.
Однако Макаренко Ю.А. собственником данного жилого помещения не является, и при этом Макаренко Д.Ю. не является членом семьи истца Макаренко Ю.А.
Таким образом, при расчете размера ЕСВ на одного человека (Макаренко Ю.А.) необоснованно учтена площадь жилого помещения, принадлежащего дочери, проживающей совместно с бывшей супругой истца в ****.
Вместе с тем, согласно пункту 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N1223 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), расчет единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения осуществляется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 Закона "О социальных гарантиях" по следующей формуле:
Р = О х С х Кп х Кс, где:
О - общая площадь жилого помещения; С - размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определяемый в установленном порядке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
Кп - поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы Российской Федерации, определяемый Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N63;
Кс - поправочный коэффициент размера предоставляемой единовременной выплаты с учетом общей продолжительности службы, определяемый в соответствии с пунктом 30 Правил.
Общая площадь жилого помещения определяется по формуле:
О = Н + Д - Л, где:
Н - норматив общей площади жилого помещения;
Д - размер дополнительной общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктом 28 Правил.
Л - сумма общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.
Макаренко Ю.А. проживает в общежитии по адресу: г****.
Согласно ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Дочь истца - Макаренко Д.Ю. после развода родителей проживает вместе с матерью Макаренко М.М. по адресу: ***, где она и зарегистрирована по месту жительства.
Из этого следует, что дочь Макаренко Ю.А. не проживает с истцом Макаренко Ю.А. и не является членом его семьи, а также установлено, что иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности, Макаренко Ю.А. не имеют.
Расчет ЕСВ, произведенный в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, должен быть следующим:
Р = 33 кв.м х 115 151, 00 руб. х 2, 35 x 1, 40 = 12 501 944, 1 руб.
Фактически Макаренко Ю.А. было выплачено 5 891 067, 58 руб. Таким образом, недоплата Макаренко Ю.А. единовременной социальной выплаты составляет: 12 501 944, 1 - 5 891 067, 58 = 6 610 876, 49 руб. и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии с п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N1223 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), вопросы предоставления социальной выплаты находятся в компетенции МВД России и ГУ МВД России по г. Москве.
Исходя из изложенного выше, решение жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 декабря 2020 года оформленное протоколом N9 в части определения размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, подлежащей предоставлению Макаренко Ю.А. в размере денежной суммы 5 891 067, 58 коп, нарушает права и законные интересы истца, поскольку препятствует реализации права на единовременную социальную выплату в размере, установленном действующим законодательством.
При таком положении вывод суда об отказе в иске не соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии со ст.328. п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ решение суда по настоящему гражданскому делу подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 18 мая 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым иск Макаренко Ю.А. к МВД России о признании незаконным решения, взыскании единовременной социальной выплаты удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 декабря 2020 года, оформленное протоколом N*, в части определения размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, подлежащей предоставлению Макаренко Юрию Александровичу.
Возложить на Министерство внутренних дел Российской Федерации обязанность произвести доплату Макаренко Ю.А. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 6 610 876, 49 руб.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.