Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В., и судей Дегтеревой О.В., Климовой С.В., при помощнике судьи Бухареве И.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В., гражданское дело по апелляционной жалобе Ларина ... на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 24 августа 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Ларина... в признании незаконным и отмене приказа, об обязании принять на службу, компенсации морального вреда - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Ларин В.А. обратился в суд с иском к Министерству юстиции Российской Федерации, в котором просил признать не соответствующим Конституции РФ, Трудовому кодексу РФ приказ N423-ЛС ДСП от 17 апреля 2020 г. и отменить, обязать Министерство юстиции России принять на службу его в органы принудительного исполнения в должности руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области - главного судебного пристава Вологодской области, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 5000, 00 рублей.
В обоснование заявленных требований Ларин В.А. ссылался на то, что приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 11.12.2017 N 1734-К был назначен на должность руководителя Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области - главного судебного пристава Вологодской - области. 27.01.2020 был уведомлен о том, что на основании приказа ФССП от 01.01.2020 N 69 "Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания УФССП по Вологодской области" в УФССП по Вологодской области будут проводиться организационно-штатные мероприятия, в ходе которых замещаемая им должность будет сокращена. 19.01.2020 истцом, поскольку он имеет воинское звание - капитан, было подано заявление о желании поступить в органы принудительного исполнения на должность руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области - главного судебного пристава Вологодской области. Однако приказом от 07.04.2020 N 423-ЛС ДСП на основании п. 8.2 ч. 1 и ч. 3.1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе" служебный контракт с истцом был расторгнут, с 30 апреля 2020 года истец был уволен. Полагает приказ об увольнении является незаконным, противоречащим трудовому законодательству.
Истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил рассмотреть суд дело в свое отсутствие, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства юстиции России, представитель третьего лица ФССП России по доверенности Смирнова А.Р. в судебное заседания явилась, возражала против заявленных исковых требований по доводам письменных возражений на иск.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого как незаконного просит истец по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Ларин В.А, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося истца.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика по доверенности Биченкова А.В, просившего оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 2).
К общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы относятся расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона), а также отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона) (пункты 4 и 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона).
В силу пункту 8.2 части 1 статьи 37 этого Федерального закона служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки (часть 1). О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2).
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5). В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же закона (часть 6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года N 822 в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров", с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.
Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (пункт 4 Правил).
1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В статье 1 указанного закона дается определение службы в органах принудительного исполнения как вида федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона N 328-ФЗ правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ларин В.А. приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.06.2005 N 899-K был назначен на должность заместителя руководителя Управления федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия - заместителя главного судебного пристава Республики Карелия.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.06.2008 N560-К истец назначен на должность руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области - главного судебного пристава Мурманской области.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 11.12.2017 N 1734-К истец назначен на должность руководителя Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области - главного судебного пристава Вологодской - области.
С истцом был заключен Служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российский Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации.
В связи с вступлением в силу 01.01.2020 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы.
В целях реализации указанного федерального закона ФССП России издан приказ от 01.01.2020 N 69 "Об утверждении и введении в действие структуры штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области" согласно которому с 01.05.2020 введены в действие новые структура и штатное расписание Управления ФССП России по Вологодской области (далее - Управление).
Указанным штатным расписанием должность руководителя Управления главного судебного пристава отнесена к должности сотрудника территориального органа принудительного исполнения, по которой установлено специальное звание полковник внутренней службы.
Одновременно пунктом 3 приказа ФССП России от 01.01.2020 N 69 признаны - утратившими силу с 01.05.2020 приказы ФССП России от 01.06.2017 N 274 "Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области" и от 27.11.2018 N 544 "Об утверждении структуры и внесении - (изменений в штатное расписание Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области".
27.01.2020 Ларин В.Л. был уведомлен, что на основании приказа ФССП от 01.01.2020 N 69 "Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания УФССП по Вологодской области" в УФССП по Вологодской области будут проводиться организационно-штатные мероприятия, в ходе которых замещаемая им должность будет сокращена. Основанием для сокращения должностей гражданской службы в УФССП по Вологодской области послужил переход государственного органа на иной вид государственной службы, а также в уведомлении истцу разъяснена возможность реализации права на поступление на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, и увольнении с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Закона о государственной гражданской службе.
Как следует из материалов дела, 19.02.2020 Ларин В.А. в заявлении изъявил желание поступить на службу в органы принудительного исполнения на должность руководителя Управления.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07.04.2020 N 423- ЛС ДСП на основании п. 8.2 ч. 1 и ч. 3.1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе" служебный контракт с истцом был расторгнут, с 30.04.2020 Ларин В.А. был уволен в связи с сокращением должности федеральной государственной гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 8.2 части 1 и части 3.1 статьи 37 Закона, о государственной гражданской службе Российской Федерации.
Проверяя порядок увольнения истца в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе, установленный ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", суд пришел к правильном выводу о его соблюдении ответчиком.
Руководствуясь изложенными нормами права, исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам в совокупности и взаимосвязи, установив, что факт сокращения занимаемой истцом должности гражданской службы руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области имел место, в связи с чем у представителя нанимателя имелись основания для расторжения с истцом служебного контракта по пункту 8.2 части 1 и части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", поскольку в связи с вступлением в силу 1 января 2020 г. Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы, порядок увольнения истца в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе, установленный статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ответчиком соблюден, процедура отбора гражданских служащих не нарушена, выводы суда первой нстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Ларина В.А. являются обоснованными.
Так, в отношении федеральных государственных гражданских служащих ФССП России положениями части 1 статьи 92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ установлен предельный возраст поступления на службу в органы принудительного исполнения - 60 лет.
При этом в случае, если гражданские служащие ранее проходили службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, предельный возраст поступления в органы принудительного исполнения составляет 63 года.
Ввиду изложенного, если возраст гражданского служащего ФССП России, ранее не проходившего службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, достиг 60 лет, он не может быть принят на службу в органы принудительного исполнения в силу положений части 1 статьи 92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ.
Вместе с тем, гражданин в возрасте 61 год имеет право поступить на службу в органы принудительного исполнения в случае, если он ранее проходил службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий, и ему присвоено специальное звание генерала внутренней службы Российской Федерации, генерал-полковника внутренней службы, генерал-лейтенанта внутренней службы или генерал-майора внутренней службы (часть 3 статьи 17, пункт 1 части 1 статьи 87 к Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ).
Материалами дела подтверждено, что на момент перехода ФССП России на иной вид государственной службы, возраст Ларина В.А. составлял 61 год (согласно справке-объективке дата рождения истца:...), при этом материалы личного дела истца не содержат сведений о прохождении им ранее службы в органах принудительного исполнения или в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий.
В соответствии с распоряжением ФССП России от 22.11.2019 N 76-р был образован оперативный штаб ФССП России и утвержден его состав, 06.03.2020 состоялось заседание оперативного штаба ФССП России, на котором принято решение о невозможности поступления Ларина В.А. на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в связи с достижением предельного возраста, поскольку должность руководителя Управления ФССП России по Вологодской области ? главного судебного пристава Вологодской области, замещаемая Лариным В.А. к моменту увольнения с государственной гражданской службы, относилась к главной группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории "руководители", тогда как, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой Лариным В.А. должности, относившейся к категории "руководители" главной группы должностей федеральной государственной гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования, стажа государственной службы истца, в ФССП России отсутствовали.
В этой связи директором ФССП России направил письмо Министру юстиции Российской Федерации от 07.04.2020 N00091/20/77775-ДА -ДСП с предложением расторгнуть служебный контракт, освободить от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволить 30.04.2020 с федеральной государственной службы Ларина В.А.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ возрастные ограничения для поступления на службу в органы принудительного исполнения граждан, ранее проходивших службу в органах принудительного исполнения или в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий, определяются возрастными ограничениями для пребывания на службе в органах принудительного исполнения, установленными статьей 87 Федерального закона N 328-ФЗ.
Соглашаясь с позицией ответчика в той части, что доводы Ларина В.А. о допущенной в отношении него дискриминации являются необоснованными, суд верно исходил из положений вышеуказанного законодательства, поскольку установление предельного возраста для нахождения на должности сотрудника обусловлено спецификой профессиональной служебной деятельности по обеспечению исполнения полномочий органов принудительного исполнения Российской Федерации и не может расцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав истца.
13.05.2020 в ФССП России поступило обращение Ларина В.А. от 29.04.2020 о разъяснении причин несоответствия его кандидатуры требованиям, предъявляемым к должности сотрудника органов принудительного исполнения, которое было рассмотрено ответчиком в тридцатидневный срок, установленный частью 1 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений, по результатам рассмотрения подготовлено письмо от 11.06.2020 N 00092/20/104452 и направлено истцу простым почтовым отправлением.
В данном письме Ларину В.А. разъяснено, что в соответствии с положениями I части 1 статьи 92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ при достижении возраста
60 лет и не прохождении ранее службы в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, он не может быть принят на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации. Одновременно внимание истца обращалось на то обстоятельство, что с 01.05.2020 замещаемая им должность федеральной государственной гражданской службы руководителя Управления ФССП России по Вологодской области сокращена, о чем его ранее уведомляли в соответствии с требованиями части 2 статьи 31 Закона о государственной гражданской службы.
При таких обстоятельствах, при рассмотрении заявления от 19.02.2020 и обращения от 29.04.2020 истца нарушений требований Закона о порядке рассмотрения обращений должностными лицами ФССП России ответчиком допущено не было, доказательств опровергающих выводы суда истцом в жалобе не приведено.
Ссылка истца в жалобе об отказе суда в удовлетворении ходатайства о направлении запроса в Конституционный суд РФ относительно проверки конституционности п.1 ст.92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ, не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения и не является поводом для его отмены.
Согласно статье 101 Федерального Конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.
Поскольку при разрешении и рассмотрении гражданского дела по иску Ларина В.А. сомнений в конституционности Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", у суда первой инстанцции не возникло, оснований для удовлетворения ходатайства о направлении такого запроса не имелось. Кроме того, обращение с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации является правом, но не обязанностью суда.
При этом в силу пункта 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации заявитель жалобы вправе самостоятельно обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации.
Приведенные выводы суда первой инстанции в решении, по мнению судебной коллегии, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на исследованных судом доказательствах, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
При разрешении спора суд правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Доводы жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела необоснованны и опровергаются собранными по делу доказательствами, которым суд дал правильную оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
Судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы аналогичны тем доводам, которые были заявлены истцом в суде первой инстанции, им дана судом первой инстанции соответствующая оценка, с которой судебная коллегия согласна, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, а поэтому судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 24 августа 2021 г.- оставить без изменения, апелляционную жалобу Ларина В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.