Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Карасевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению фио фио к адрес Кузьминки адрес, ОВК адрес об оспаривании решения, обязании выдать военный билет (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N2а-322/ дата)
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней административного ответчика адрес Кузьминки адрес на решение Кузьминского районного суда адрес от дата о частичном удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи фио, объяснения представителя административных ответчиков по доверенностям фио, возражения представителя административного истца адвоката фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Искра А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к адрес Кузьминки адрес, ОВК адрес об оспаривании заключения от дата о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В обоснование требований административный истец указывал на то, что не уклонялся от прохождения военной службы по призыву; до дата ему была предоставлена отсрочка для обучения; с дата по настоящее время является сотрудником органов внутренних дел, имеет специальное звание - подполковник полиции и не приглашался органами воинского учета на призывные мероприятия в юридически значимый период, повестки о явке ему не направлялись.
Решением Кузьминского районного суда адрес от дата административные исковые требования Искра А.А. удовлетворены частично; признано незаконным и отменено заключение призывной комиссии адрес от дата о зачислении в запас Искра А.А. как не прошедшего военную службу без законных на то оснований; призывная комиссия адрес обязана повторно рассмотреть вопрос в отношении Искра А.А. в установленном порядке; в остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях административный ответчик просит об отмене данного судебного акта как незаконного.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом представлены возражения.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителя административных ответчиков фио, подержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнений, возражения представителя административного истца фио, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы с дополнениями и возражений, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Разрешая спор, суд правомерно удовлетворил заявленные требования в части; обоснованно исходил при этом из того, что Искра А.А. не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, так как военным комиссариатом не представлено объективных доказательств того, что административный истец в юридически значимый период вызывался на мероприятия, связанные с его призывом на военную службу.
Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется; они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам закона, регулирующего рассматриваемые правоотношения.
Так, применительно к части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что Искра А.А, паспортные данные, состоит на воинском учете в объединенном военном комиссариате адрес с дата. Место жительства с момента постановки на воинский учет не менял.
Решением призывной комиссии адрес (протокол N 8 от дата) административному истцу была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до дата для обучения в Военно-техническом университете при Федеральном агентстве специального строительства.
После завершения обучения истцу был выдан диплом о высшем образовании серии ВСГ 3917108, рег. номер 992 от дата по специальности юриспруденция.
Заключением Призывной комиссии от дата Искра А.А. в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" зачислен в запас, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований по достижении возраста 27 лет.
Также установлено, что с дата по настоящее время Искра А.А. проходит службу в органах МВД России, имеет специальное звание - подполковник полиции, занимает должность начальника Отдела информационного, поискового и аналитического обеспечения оперативно-служебной деятельности, защиты информации.
Копия оспариваемого решения (выписка) получена административным истцом в дата при обращении по вопросу оформления военного билета.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу (пункт 1.1. статьи 28 названного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от дата N 663, заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с дата.
Согласно пункту 19 Положения о призыве на военную службу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 663, призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 названного Федерального закона, пунктом 1 которой предусмотрено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
Согласно статье 31 Федерального закона от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1). Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2). В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2.10.2007 N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, непосредственно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по проведению мероприятий, связанных с вызовом на призывную комиссию предусмотренными законом способами. Действующее законодательство не устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, самостоятельно являться в военный комиссариат; напротив, связывает такую явку именно с получением повестки; соответствующая правовая позиция приведена в пункте 54 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (дата), утвержденного дата Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Таким образом, гражданин, подлежавший призыву на военную службу, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в случае, если военным комиссариатом не представлено объективных доказательств того, что такому гражданину направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Применительно к изложенному, из материалов личного дела призывника и других представленных сторонами доказательств объективно не следует, что в юридически значимый период Искра А.А. направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу; сами по себе корешки повесток с пометками - "отправлено почтой" в отсутствие подтверждений их направления от почтовой службы факты вызова административного истца не подтверждают; неявка административного истца дата по извещению об уклонении призывника от прохождения призывных мероприятий также не свидетельствует, поскольку к этому времени Искра А.А. уже достиг непризывного возраста; в личное дело представлены копии обращений военного комиссариата к начальнику ОМВД Росси по адрес об установлении местонахождения призывника, вручении ему повесток, но рапорты сотрудников полиции, иные сведения о результатах рассмотрения такого рода обращений отсутствуют; объективные данные о том, что такие обращения в действительности направлялись в полицию, по ним велась розыскная работа, призывник уклонялся от вручения повесток, явки в военный комиссариат и т.д. административным ответчиком также не представлены.
Таким образом, судебная коллегия находит, что суд правильно разрешиладминистративный спор; обоснованно признал оспариваемое решение незаконным, так как в настоящем случае административный истец не представил в нарушение части 11 статьи 226 КАС РФ доказательства того, что Искра А.А, который к тому же является аттестованным сотрудником МВД России, имеет специальное звание подполковника полиции, не прошел военную службу по призыву до достижения 27 лет, не имея на то законных оснований.
По делу не установлено, что в юридически значимый период мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении административного истца проводились надлежащим образом и, как следствие, представляется, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения.
Доводами апелляционной жалобы правомерность выводов суда не опровергается; они не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют; в журналах исходящей корреспонденции, представленных административным ответчиком, также проверяемых данных о направлении повесток призывнику и запросов в полицию на его розыск не приводится.
Таким образом, несогласие административного ответчика с выводами суда, иная (неверная) оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм материального права.
Нарушений положений статьи 219 КАС РФ судом не допущено; решение принято призывной комиссией дата в отсутствие Искра А.А, что не оспаривается; об оспариваемом заключении административный истец был уведомлен в дата; иных данных о том, что Искра А.А. знал об оспариваемом решении ранее этого времени по материалам дела не установлено.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе и дополнениях к ней заявителем не приводится; такие основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, по материалам административного дела также не установлены. У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кузьминского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу с учетом дополнения к ней - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.