Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 сентября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/2753
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 16.04.2004, постановление от 03.06.2004 по делу N А51-3215/2004 5-125 Арбитражного суда Приморского края, по иску Муниципального унитарного предприятия г. Владивостока "Производственный жилищный ремонтно-эксплуатационный трест N 2" к Администрации МО г. Владивосток, администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, Финансовому управлению администрации МО г. Владивосток, Департаменту финансов администрации Приморского края, 3-е лицо: УЖКХ администрации МО г. Владивосток о взыскании 671339 рублей.
Резолютивная часть постановления от 14 сентября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2004 года.
Муниципальное унитарное предприятие г. Владивостока "Производственный жилищный ремонтно-эксплуатационный трест N 2" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации МО г. Владивосток, администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, Финансовому управлению администрации МО г. Владивосток, Департаменту финансов администрации Приморского края о взыскании 671339 рублей, составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением инвалидам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг с января 2002 года по июнь 2003 года.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено УЖКХ администрации МО г. Владивосток.
Решением суда от 16.04.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.06.2004, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу МУП "ПЖРЭТ N 2" взысканы убытки в сумме 671339 рублей со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", выделялись не в полном объеме.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю.
По мнению заявителя, взыскание убытков с казны Российской Федерации неправомерно, так как истец не представил доказательства, что жилищный фонд, в котором проживают льготные категории граждан, относится к федеральной собственности.
Кроме того, ссылается на то, что в соответствии со ст. 158 БК РФ распределение средств федерального бюджета осуществляется через главных распорядителей, которые в случае их недостаточности вправе заявлять об увеличении лимитов бюджетных обязательств в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не приняли.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, МУП г. Владивостока "ПЖРЭТ N 2" за счет собственных средств в период с января 2002 года по июнь 2003 года в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов" предоставил гражданам, имеющим согласно названному закону право на 50% скидку, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В связи с предоставлением указанной льготы истец не получил доход в сумме 671339 рублей, не возмещенный государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием обращения с настоящим иском.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Согласно пункту 16 Постановления Правительства РФ N 401 от 27.07.1996 льготы по оплате коммунальных услуг возмещаются по муниципальному жилищному фонду и находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации в порядке, установленном субъектами и органами местного самоуправления.
В соответствии с ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.01.1999 обязательства по социальной защите населения, установленные Федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Как установлено судом на основе анализа ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", Законов Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" от 26.11.2001 N 174-КЗ, "Об исполнении краевого бюджета за 2002 год", "О краевом бюджете на 2003 год", а также приложений к ним, финансовые средства, поступившие субъекту из Фонда компенсаций федерального бюджета на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в 2002 году в размере 160752 тыс. руб., в 2003 году в размере 267349 тыс. руб. направлены на исполнение названных законов.
Доказательств нецелевого использования субъектом данных средств в деле не имеется.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили субъект РФ финансовыми средствами в полном объеме для реализации Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Владивостока, то арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно статьям 16, 1069 ГК РФ.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 16.04.2004 и постановление от 03.06.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-3215/04 5-125 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 сентября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/2753
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании