Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 сентября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/2759
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 22.03.2004, постановление от 28.05.2004 по делу N А51-1234/03 5-76 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Уссурийского отделения "Дальэнергосбыт" к администрации МО Октябрьский район, Финансовому управлению администрации МО Октябрьский район, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления казначейства по Приморскому краю о взыскании 21562 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2004 года.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Уссурийского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось с иском в Арбитражный суд Приморского края к Финансовому управлению администрации муниципального образования Октябрьский район о взыскании 21562 руб., составляющих убытки, возникшие вследствие предоставления льгот по оплате электроэнергии гражданам в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" - 19854 руб. 18 коп., "О реабилитации жертв политических репрессий" - 1708 руб. за период с марта по декабрь 2001 года.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил размер исковых требований и просил взыскать 21413 руб. 55 коп. в связи с допущенной ошибкой при расчете суммы предоставленных льгот.
По ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Минфина РФ по Приморскому краю, администрация муниципального образования Октябрьский район, Департамент финансов Администрации Приморского края, Администрация Приморского края.
Решением от 22.03.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.05.2004, исковые требования истца удовлетворены в уточненном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан (ветераны, репрессированные), предусмотренные ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5, "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 N 1761-1, выделялись не в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что суд неправильно дал оценку представленным документам, в связи с чем необоснованно возложил на него ответственность по возмещению убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате за электроэнергию вышеуказанным категориям льготников.
При этом податель ссылается на неправильное применение судом пункта 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающего целевое финансирование из федерального бюджета расходов на реализацию установленных законом льгот гражданам в бюджеты субъектов федерации по факту наличия у субъекта таких расходов, что и означает предусмотренный данной нормой права порядок финансирования путем взаиморасчетов федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации.
Кроме того, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю полагает, что согласно вышеуказанной норме права такие расходы учитываются при расчете финансовой помощи субъектам РФ из федерального фонда финансовой поддержки.
Полагает, что из федерального бюджета Приморскому краю выделено достаточно денежных средств на реализацию ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте слушания жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании кассационной инстанции не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, ОАО "Дальэнерго" в период с марта по декабрь 2001 в соответствии с ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" и во исполнение заключенного с администрацией МО г. Октябрьского района 26.03.2001 договора N 5, предоставило льготы по оплате электроэнергии гражданам, имеющим право на 50% скидку на общую сумму 21562,18 руб. (19854,18 - участникам Великой Отечественной войны и вдовам участников ВОВ и 1708,88 руб. - репрессированным).
Сумма предоставленных льгот подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.
В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным льготам вышеуказанным категориям граждан в спорный период, ОАО "Дальэнерго" обратилось с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя на основании статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ требования истца за счет казны Российской Федерации, суды обеих инстанций правомерно руководствовались статьей 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей учет расходов органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, имеющих целевое назначение.
При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по указанному закону.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
С учетом изложенного, доводы заявителя кассационной жалобы, являются необоснованными.
Пунктом 4 статьи 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в п. 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду п. 2 Порядка предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536
Как следует из материалов дела и установлено судом, в спорный период расходы по предоставлению льгот, установленные ФЗ "О ветеранах" утверждены в ст. 47 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" в сумме 4000 млн. рублей и предусмотрены в ст. 27 Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2001" в составе расходов краевого бюджета в сумме 433400 тыс. рублей.
Распределение средств указано в ст. 28 Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2001 год", согласно которой муниципальным образованиям края через субвенции передано 230429 рублей. Из краевого бюджета в спорный период в бюджет МО Октябрьский район перечислено субвенций на сумму 1738 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования субъектом федерации - Приморский край, равно как и муниципальным образованием Октябрьский район данных денежных средств в деле не имеется.
Поскольку объем переданных денежных средств органами государственной власти РФ не покрывает расходы на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", поэтому арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно ст.ст. 16, 1069 ГК РФ.
Постановлением Правительства РФ N 419 от 03.05.1994 утверждено Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, пунктом 14 которого предусмотрено, что расходы, связанные с предоставлением льгот вышеуказанным лицам производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Как установлено судом, в бюджет Приморского края в 2001 году из федерального бюджета средства для исполнения ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" не передавались, поэтому суды обеих инстанций правомерно, в соответствии со статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, удовлетворили требования истца за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ.
Что касается иных доводов кассационной жалобы, то они были предметом исследования при рассмотрении спора и получили соответствующую фактическим обстоятельствам дела оценку на основании правильно примененных судом норм права.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 22.03.2004 и постановление от 28.05.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-1234/03 5-76 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 сентября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/2759
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании