Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 августа 2004 г. N Ф03-А51/04-1/2457
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 апреля 2008 г. N Ф03-А51/08-1/1371
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Юрченко Н.С. - юрисконсульт по доверенности N ДВЭУК-71/2798Д от 30.12.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 27.04.2004, постановление от 21.06.2004 по делу N А51-8573/2003 7-270 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице отделения "Теплосбыт" филиала Дальэнергосбыт к администрации г. Владивостока Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, 3-и лица Управление социальной защиты населения г. Владивостока, ООО "Программа учета" и финансовое управление администрации г. Владивостока о взыскании 9666457 руб. 60 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления в полном объеме отложено до 26 августа 2004 года.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице отделения "Теплосбыт" филиала Дальэнергосбыт обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации г. Владивостока Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края о взыскании 9666457 руб. 60 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением в марте-мае 2003 года льгот по оплате тепловой энергии гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
В процессе рассмотрения спора к участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация г. Владивостока, Департамент финансов администрации Приморского края и Министерство финансов Российской Федерации, в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска: Управление социальной защиты населения г. Владивостока, ООО "Программа учета" и финансовое управление администрации г. Владивостока.
На основании ст. 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования и просил взыскать убытки по ветеранам - 4950456 руб. 22 коп. и 44702 руб. 90 коп. по инвалидам.
Решением суда от 27.04.2004 требования истца удовлетворены путем взыскания 4950456 руб. 22 коп. с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ и с администрации МО г. Владивосток - 44702 руб. 90 коп.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.06.2004 решение оставлено без изменения.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит отменить решение и постановление Арбитражного суда Приморского края, как необоснованное, вынесенное с нарушением процессуальных и материальных норм.
Представитель истца в судебном заседании с доводами, изложенными в жалобе не согласился.
Другие участники судебного процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Из материалов дела установлено, что ОАО "Дальэнерго" в лице Уссурийского отделения "Дальэнергосбыт" с марта по май 2003 года осуществляло отпуск тепловой энергии гражданам, имеющим льготу по оплате за коммунальные услуги в соответствии с ФЗ "О ветеранах", снизив оплату ее на 50%.
В результате чего у истца образовались убытки в сумме 4950456 руб. 22 коп., которые из бюджетных средств не возмещены, что и послужило основанием к обращению с иском в суд.
Между ОАО "Дальэнерго" и администрацией г. Владивостока заключено соглашение от 10.03.2002 N 03457/02, где на последнюю возложена обязанность по возмещению истцу расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате тепловой энергии, потребленной гражданами, имеющими льготу, предусмотренную защищенными статьями бюджета города в пределах средств, полученных из краевого бюджета.
Таким образом, администрация г. Владивостока приняла на себя обязанность по возмещению истцу расходов после поступления на ее счет целевых средств из вышестоящего бюджета, так как постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах" и от 18.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусмотрено, что на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданных федеральным бюджетом денежных средств для компенсации этих расходов.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Постановления N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" следует читать как "15.08.2001"
На федеральном уровне обязанность по компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в связи с исполнением ФЗ "О ветеранах" в 2003 году не исполнена, что подтверждается ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" N 176-ФЗ от 24.12.2002.
Согласно пункту "ж" статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предмету совместного ведения, в соответствии со статьей 76 Конституции РФ и был принят ФЗ "О ветеранах".
ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 11-ФЗ установлено, что раздел полномочий РФ и субъекта РФ в области социальной защиты определяется по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение. Указанные положения содержатся в главе 6.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду гл. IV.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 следует читать как "N 119-ФЗ"
Частью 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что расходы государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаимозачетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и имеют целевое назначение.
Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов, понесенных субъектами федерации и муниципальными образованиями, в связи с предоставлением льгот ветеранам.
Статья 84 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что исключительно из федерального бюджета финансируется обеспечение реализаций решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетных уровней.
Поскольку субъекту РФ не передавались в 2003 году из федерального бюджета денежные средства для исполнения ФЗ "О ветеранах", поэтому Арбитражный суд Приморского края обоснованно возложил ответственность по возмещению истцу убытков на казну Российской Федерации.
Законом Приморского края от 21.01.2003 N 31-КЗ "О краевом бюджете на 2003 год" на реализацию ФЗ "О ветеранах" предусмотрены средства в сумме 464774 тыс. руб., в том числе 332013 тыс. руб., через субвенции, из которых МО г. Владивостока передано 88516 тыс. руб.
Указанные средства израсходованы администрацией г. Владивостока по целевому назначению, то есть на покрытие расходов предприятием, предоставившим гражданам льготы по оплате коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
Но выделенных субъектом Российской Федерации денежных средств оказалось недостаточно для осуществления государственных полномочий по реализации льгот, установленных ФЗ "О ветеранах".
Судом первой инстанции правомерно решен вопрос об отнесении убытков в сумме 44702 тыс. руб., возникших в результате предоставления 100% льготы по оплате горячего водоснабжения инвалидам ВОВ на муниципальное образование, так как постановлением администрации г. Владивостока N 689 от 25.04.2002 "О предоставлении льгот по оплате за услуги горячего, холодного водоснабжения и водоотведения инвалидам ВОВ" предусмотрена компенсация указанной льготы организациям, предоставившим указанные услуги за счет бюджета города, установившего эту льготу.
Поскольку судебные акты приняты Арбитражным судом Приморского края с соблюдением процессуальных норм, доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка, поэтому оснований для отмены решения и постановления Арбитражного суда Приморского края и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 27.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 21.06.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-8573/03 7-270 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 августа 2004 г. N Ф03-А51/04-1/2457
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании