Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 апреля 1999 г. N Ф03-А51/99-2/380
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по г. Находка на решение от 26.01.99 по делу N А51-12006/99 18-2 Арбитражного суда Приморского края, по иску Товарищества с ограниченной ответственностью "З" к Государственной налоговой инспекции по г. Находка о признании недействительным решения в части.
Товарищество с ограниченной ответственностью "З" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции по городу Находка в части взыскания доначисленного сбора на право торговли и штрафа в общей сумме 8349 руб. на основании статьи 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Решением суда от 26.01.99 г. исковые требования удовлетворены. Оспариваемое решение в части доначисления сбора на право торговли и штрафа в размере доначисленного сбора, признано недействительным по тому мотиву, что в связи с введением с 01.01.99 г. Налогового кодекса Российской Федерации статья 13 Закона об основах налоговой системы утратила силу. Частью 3 статьи 5 Налогового кодекса предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах устраняющие или смягчающие ответственность имеют обратную силу, поскольку налоговая инспекция не внесла изменений в оспариваемое решение. Решение налоговой инспекции в оспариваемой части на момент рассмотрения дела не соответствует закону и нарушает законные права и интересы истца.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Государственная налоговая инспекция по г. Находка, не согласившись с принятым судебным актом, подала кассационную жалобу в которой просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права, в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению налоговой инспекции, исходя из ст. 8 ФЗ РФ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", п. 3 ст. 5 Кодекса подлежит применению только к отношениям, возникшим после введения его в действие. Оспариваемое решение принято до введения в действие Налогового кодекса. Обязанность налогового органа приводить решения, принятые до 01.01.99 г. в соответствие с Налоговым кодексом, Федеральным Законом "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" не предусмотрена. Поэтому, полагает ответчик, вывод суда о незаконности решения налоговой инспекции противоречит Федеральному закону "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ".
ТОО "3" возражений по жалобе не представило.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, государственной налоговой инспекции по г. Находка проведена документальная проверка соблюдения налогового законодательства (правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды) ТОО "З" за 1994 г. - 1 кв. 1998 г. Актом проверки установлены нарушения налогового законодательства, в частности, нарушения связанные с уплатой сбора на право оптовой торговли: в 1997 г. и первом квартале 1998 г. истцом не уплачен сбор на право оптовой торговли. По результатам проверки принято решение N 02/1391 от 22.07.98 г., которым ТОО "З" предложено уплатить доначисленный сбор на право торговли в сумме 4174 руб. 50 коп. и штраф в этой же сумме.
Суд признал правомерными действия налоговой инспекции по доначислению сбора на право торговли и штрафа в этом же размере на момент проверки, однако в связи с введением 01.01.99 г. части первой Налогового кодекса РФ пришел к выводу, что на момент рассмотрения спора оспариваемое решение незаконно, так как не соответствует статье 122 Налогового кодекса РФ и на этом основании признал решение налогового органа недействительным.
Сбор на право торговли введен администрацией г. Находка в соответствии с п. 1 "е" ст. 21 Закона об основах налоговой системы. Порядок исчисления и уплаты сбора установлен постановлением администрации от 29.08.96 г. N 1438 "О взимании сбора на право торговли". Применение постановления регламентируется Положением о сборе на право торговли.
Согласно п. 2.1 Положения о сборе на право торговли, плательщиками сбора являются предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовой формы, являющиеся юридическими лицами, их дочерние образования и филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет, а также граждане и физические лица, осуществляющие розничную и оптовую торговлю. Таким образом, вывод суда о том, что ТОО "З" является плательщиком сбора на право оптовой торговли и обоснованности действий налоговой инспекции о доначислении сбора на право оптовой торговли, правомерен.
Вместе с тем, вывод суда о несоответствии решения налогового органа ч. 3 ст. 5, ст. 122 Налогового кодекса, необоснован. Оспариваемое решение принято 22.07.98 г., то есть до введения в действие Налогового кодекса. На момент принятия решения обязанность налогоплательщика по уплате налогов и сборов, входящих в налоговую системы России, обеспечивалась финансовыми санкциями, предусмотренными ст. 13 Закона об основах налоговой системы.
Следовательно, решение налоговой инспекции N 02/1391 от 22.07.98 г. соответствует действовавшей на момент его принятия ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Введение в действие с 01.01.98 г. части первой Налогового кодекса не влечет признания принятых до его введения решений налоговых органов недействительными. При данных обстоятельствах у суда не было правовых оснований для признания решения налоговой инспекции недействительным.
Статьей 54 Конституции РФ установлено, что, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Следовательно, согласно Конституции РФ закон улучшающий положение налогоплательщиков имеет обратную силу. Поэтому довод ответчика о применении ч. 3 ст. 5 Налогового кодекса только к правоотношениям, возникшим после введения в действие Налогового кодекса, не может быть принят во внимание.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 26.01.99 г. Арбитражного суда Приморского края по делу А51-12006/99 18-2 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
В иске ТОО "З" о признании недействительным решения налоговой инспекции по г. Находка N 02/1391 от 22.07.98 г. в части взыскания сбора на право оптовой торговли в сумме 4174 руб. 50 коп., штрафа в размере 100% от суммы заниженного сбора на право оптовой торговли - 4184 руб. 90 коп. - отказать.
Взыскать с ТОО "3" в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 417 руб. 50 коп.
Выдать исполнительный лист.
Вопрос о повороте исполнения решения суда о возврате из бюджета ТОО "З" госпошлины по иску решить Арбитражному суду Приморского края в соответствии со ст. 208-209 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 апреля 1999 г. N Ф03-А51/99-2/380
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании