Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 ноября 2004 г. N Ф03-А73/04-1/3273
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Минфина РФ - Хальчицкий А.С. - начальник юр. отдела по доверенности б/н от 16.01.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 27.05.2004, постановление от 02.08.2004 по делу N А73-12175/2003-35 (АИ-1/867/04-43) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам в г. Николаевске-на-Амуре" к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ, 3-е лицо: Комитет социальной защиты г. Николаевска-на-Амуре, о взыскании 5921003 рублей 47 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2004 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам в г. Николаевске-на-Амуре" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ о взыскании 5921003 рублей 47 копеек убытков от предоставления в 2002, 2003 годах льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ".
В качестве третьего лица к участию в деле привлечен Комитет социальной защиты г. Николаевска-на-Амуре.
Решением суда от 27.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.08.2004, исковые требования удовлетворены в полном объеме. С казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу МУП "Служба заказчика по ЖКУ в г. Николаевске-на-Амуре" взысканы убытки в сумме 5921003 руб. 47 коп. со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ" не выделялись.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О ветеранах", где предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
Также считает, что ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено предоставление дополнительных средств бюджетам субъектов РФ - поступления от налога на доходы физических лиц, а их целевой характер предусмотрен Методикой расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2002 год.
Кроме того, заявитель жалобы указывает на то, что арбитражный суд неосновательно возложил на него ответственность по возмещению убытков, связанных с предоставлением льготы гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", так как в соответствии со смыслом п. 16 Постановления Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 на исполнение указанного Закона денежные средства должны выделяться краевым бюджетом, и сослался на другие основания для признания судебных актов незаконными.
Проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено из материалов дела, МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам в г. Николаевске-на-Амуре" в 2002 году, с января по май 2003 года предоставило жилищно-коммунальные услуги гражданам, проживающим в г. Николаевске-на-Амуре, при оплате которых учитывалась льготная скидка в размере 50% на основании ФЗ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", в связи с чем у него возникли убытки по ветеранам - 3119524 руб. 22 коп., по инвалидам - 2801479 руб. 25 коп.
Согласно статье 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, имеют право на получение скидки не менее 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг.
Источник финансирования данных льгот настоящий Закон не определил.
Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 (п. 16), изданным во исполнение Закона, также не указан источник финансирования льгот.
Согласно Федеральному закону "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии со ст.ст. 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Указанное следует также из ст. 15.6 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", установившей, что возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных законами РФ льгот осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.
В целях реализации федеральных законов по обеспечению финансирования мероприятий по предоставлению льгот гражданам по оплате коммунальных услуг создан Фонд компенсаций, средства которого должны направляться в субъекты РФ для возмещения организациям, предоставившим льготы.
ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" в составе Фонда компенсаций Хабаровскому краю запланированы средства на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в сумме 149855 тыс. руб., а было исполнено на 159905 тыс. руб.
ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" из Фонда компенсаций Хабаровскому краю выделено денежных средств для исполнения ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в сумме 221318 тыс. руб., которые распределены и направлены по назначению.
Судом установлено, что все выделенные Хабаровскому краю денежные средства на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" направлялись на компенсацию предоставленных льгот. Доказательств нецелевого использования субъектом указанных федеральных средств в деле не имеется.
Следовательно, Арбитражный суд Хабаровского края правомерно возложил ответственность за неисполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" на Российскую Федерацию в лице Минфина РФ.
В соответствии со ст. 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются в порядке межбюджетных отношений при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
Правительством РФ в рассматриваемый период не определен порядок возмещения расходов, понесенных субъектами Федерации и муниципальными образованиями, в связи с предоставлением льгот ветеранам.
Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе на органы государственной власти субъекта федерации, в силу ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, относится к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.
Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год" и "О федеральном бюджете на 2003 год" не было предусмотрено направление целевых денежных средств на реализацию ФЗ "О ветеранах" в бюджет Хабаровского края.
Вместе с тем, Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" предусмотрено направление денежных средств на реализацию Закона "О ветеранах" в сумме 587377 тыс. руб. и Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год" в сумме 31645 тыс. руб.
Доводы Министерства финансов РФ о том, что финансирование расходов на реализацию льгот по социальной защите ветеранов в части, отнесенной законом к полномочиям субъекта федерации, должно осуществляться самим субъектом из источников формируемых за счет собственных средств, не соответствует статьям 84, 130 БК РФ о целевом направлении средств федерального бюджета в бюджет нижестоящих уровней на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах, представленных на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов.
Поскольку денежные средства из федерального бюджета на финансирование льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг Хабаровскому краю целевым назначением в 2002 и 2003 годах не передавались, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 27.05.2004 и постановление от 02.08.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-12175/2003-35 (АИ-1/867/04-43) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 ноября 2004 г. N Ф03-А73/04-1/3273
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании