Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 сентября 2004 г. N Ф03-А73/04-2/2179
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ДВТУ МАП России - Гуринович Е.В., заместителя руководителя по доверенности N 01/1-72 от 15.01.2004, Смородинова Л.В., специалист 1 категории по доверенности N 01/4-742 от 19.04.2004, от: Администрации г. Хабаровска - Безлепкина С.В., консультант по доверенности N 1.33-74 от 07.04.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Дальневосточного территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на решение от 21.05.2004 по делу N А73-2627/2004-18 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Дальневосточного территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства к Администрации г. Хабаровска о признании недействующим нормативного акта.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2004 года.
Дальневосточное территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - ДВТУ МАП России) обратилось с заявлением о признании недействующим абз. 2, 3 п. 2.11 Приложения N 1 Положения о порядке регулирования арендных отношений предметом которых являются объекты муниципальной собственности, утвержденного Постановлением мэра города Хабаровска от 20.03.2000 N 365 (далее - Положение).
Требование ДВТУ МАП России мотивировано, тем, что абз. 2, 3 п. 2.11 Приложения противоречат ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", поскольку многофункциональное использование арендуемого имущества хозяйствующими субъектами влечет для них применение максимального значения коэффициента К14, создавая таким образом дискриминационные условия. В то же время хозяйствующие субъекты, осуществляющие демонстрацию кинопродукции, при исчислении арендной платы вправе понижать значение коэффициента К14 на 50%, чем для них создаются наиболее благоприятные условия.
Решением от 21.05.2004 в удовлетворении заявленных требований Дальневосточному территориальному управлению МАП России отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ДВТУ МАП России предлагает состоявшийся по делу судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований.
Вывод суда о том, что применение максимального значения коэффициента при многофункциональном использовании арендуемого помещения обусловлено различной степенью доходности отдельных видов деятельности, осуществляемых в арендованных помещениях, и невозможностью фактически разграничить арендованное помещение под каждый вид деятельности, по мнению заявителя жалобы, не соответствует смысловому значению текста обжалуемого Положения.
ДВТУ МАП России считает, что в данном случае суд уменьшил требование нормативного акта, поскольку при многофункциональном использовании арендуемого помещения К14 принимает максимальное значение в любом случае, независимо от того, можно разграничить арендуемое помещение в зависимости от использования под каждый вид деятельности или нет.
Вывод суда о том, что понижение значения К14 на 50% при использовании помещения для демонстрации кинофильмов не является льготой, ДВТУ МАП России считает несостоятельным, поскольку в данном случае речь идет о частичном освобождении от выполнения установленных обязанностей.
Также ДВТУ МАП России считает, что п. 2.11 Приложения N 1 Положения в оспариваемой части препятствует осуществлению деятельности отдельных хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке и ограничивает их состязательность, поскольку разные значения коэффициента К14 применяются к хозяйствующим субъектам, функционирующим на одном товарном рынке.
В отзыве на жалобу Администрация г. Хабаровска доводы ДВТУ МАП России отклонила и просила состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения, так как выводы суда о применении норм материального и процессуального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда кассационной инстанции представители ДВТУ МАП России и Администрации г. Хабаровска поддержали доводы своих доверителей, сообщив суду, что на момент рассмотрения жалобы судом мнение сторон, относительно законности состоявшегося по делу судебного акта, не изменилось.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы и представленных на нее возражений, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду несостоятельности изложенных в ней доводов.
Как видно из материалов дела, 20.03.2000 Мэром города Хабаровска было принято Постановление N 365 "Об утверждении Положения "О порядке регулирования арендных отношений, предметом которых являются объекты муниципальной собственности г. Хабаровска". Порядок исчисления платы за пользование арендованным имуществом, определяемом в виде твердой суммы платежей, изложен в приложении N 1 к утвержденному Положению.
Постановлениями Мэра г. Хабаровска от 27.04.02 г. N 488 и от 20.01.03 г. N 67 в Положение "О порядке регулирования арендных отношений, предметом которых являются объекты муниципальной собственности г. Хабаровска" и приложения к нему, были внесены изменения, а приложение N 1 утверждено в новой редакции.
Порядок исчисления арендной платы за пользование муниципальным недвижимым имуществом предусматривает применение коэффициента К14, учитывающего использование нежилого помещения. Пунктом 2.11. Приложения N 1 установлены значения коэффициента К14 в зависимости от вида использования помещения. Абзацем 2 п. 2.11 определено, что при многофункциональном использовании арендуемого нежилого помещения коэффициент К14 принимает максимальное значение. Абзацем 3 указанной нормы предусматривается понижение значения К14 на 50% при условии использования помещения либо его части для демонстрации кинофильмов.
ДВТУ МАП России провел проверку Администрации г. Хабаровска на предмет соблюдения требований Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в ходе которой установило, что абзацы 2, 3 п. 2.11 Приложения N 1 к Положению о порядке регулирования арендных отношений создают дискриминационные условия деятельности для отдельных субъектов в зависимости от степени функциональности арендуемого ими помещения, что препятствует выходу новых хозяйствующих субъектов на тот или иной рынок.
По результатам проверки администрации города предложено внести соответствующие изменения в порядок расчета арендной платы.
Ввиду того, что Администрация г. Хабаровска сочла необоснованными выводы ДВТУ МАП России о том, что абз. 2, 3 п. 2.11 Приложения противоречат ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", антимонопольный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанных норм недействующими, который принял по делу вышеназванное решение.
Суд правомерно отклонил доводы ДВТУ МАП России, поскольку в рассматриваемом случае собственник воспользовался своим правом сдать в аренду принадлежащее ему имущество. Постановлением Мэра г. Хабаровска N 365 от 20.03.2000 об утверждении Положения "О порядке регулирования арендных отношений, предметом которых являются объекты муниципальной собственности г. Хабаровска" установлен единый порядок получения в аренду муниципального имущества.
Пунктом 2.11. Приложения N 1 к Положению "О порядке регулирования арендных отношений, предметом которых являются объекты муниципальной собственности г. Хабаровска" предусмотрено применение коэффициента К14 при исчислении арендной платы в случае многофункционального использования арендуемых помещений.
Применение максимального значения коэффициента К14 при многофункциональном использовании помещения обусловлено различной степенью доходности отдельных видов деятельности, осуществляемых в арендованных помещениях, и невозможностью фактически разграничить арендованное помещение в зависимости от использования под каждый вид деятельности.
Понижение значения К14 на 50% при использовании помещения для демонстрации фильмов не является льготой и не ставит отдельных субъектов в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам на данном рынке товара. Согласно Правилам по кинообслуживанию населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.11.1994 N 1264 (в редакции от 17.11.2000), услугой по киновидеообслуживанию является показ художественных, документальных, научно-популярных, мультипликационных, учебных киновидеофильмов, предназначенных для публичной демонстрации. Публичная демонстрация без лицензии и прокатного удостоверения на киновидеофильм не допускается. В целях сохранения и развития кинопроката и кинопоказа в крае, повышения уровня кинообслуживания населения 13.06.2001 Главой Администрации Хабаровского края издано Постановление N 232 "О мерах по сохранению и развитию кинопроката и кинопоказа, повышению уровня кинообслуживания населения на территории Хабаровского края", которым утверждены мероприятия по восстановлению и модернизации киновидеосети Хабаровского края на 2001-2005 годы. Пунктом 5 постановления главам муниципальных образований рекомендовано предусматривать в бюджете выделение средств на улучшение кинообслуживания населения. Во исполнение указанной нормы, орган местного самоуправления предусмотрел возможность установления пониженной арендной платы, за счет применения 50% значения К14, всем хозяйствующим субъектам, осуществляющим указанный вид деятельности.
Таким образом, любой хозяйствующий субъект, осуществляющий демонстрацию кинопродукции, при исчислении арендной платы за аренду муниципального имущества, применяет значение К14 с понижением на 50%.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предусмотрено, что данный закон распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, участниками которых являются российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица.
В силу статьи 7 указанного Закона органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара; необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере; необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности.
Из содержания пункта 2.11 Приложения N 1 к Положению следует, что применение максимального значения коэффициента К14 и снижение его значения при исчислении арендной платы за аренду муниципального имущества является общим правилом. Возможность снижения значения К14 при условии демонстрации кинопродукции обусловлена необходимостью достижения общественно полезных целей. При этом снизить коэффициент К14 на 50% вправе каждый хозяйствующий субъект, выполняющий условия абз. 3 п. 2.11 Приложения N 1 к Положению.
Применение максимального значения К14 не является препятствованием для осуществления деятельности в какой-либо сфере, не ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, так как его установление не выходит за предусмотренные законом пределы.
Постановление Мэра г. Хабаровска от 20.03.2000 N 365 "Об утверждении Положения "О порядке регулирования арендных отношений, предметом которых являются объекты муниципальной собственности г. Хабаровска" принято в соответствии с ГК РФ и решением Хабаровской городской Думы N 104 от 26.12.1995.
Договор аренды является сделкой, выражающей волеизъявление обеих сторон, следовательно, аренда имущества по ставкам, установленным органами местного самоуправления, осуществляется по воле хозяйствующего субъекта.
При таких обстоятельствах оспариваемые положения Постановления Мэра г. Хабаровска N 365 от 20.03.2000 с учетом внесенных изменений и дополнений, "Об утверждении Положения "О порядке регулирования арендных отношений, предметом которых являются объекты муниципальной собственности г. Хабаровска" не противоречат Закону РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 21.05.2004 по делу N А73-2627/2004-18 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 сентября 2004 г. N Ф03-А73/04-2/2179
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании