Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 января 2005 г. N Ф03-А73/04-1/4126
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Гретченко В.А. - представитель по доверенности N 1 от 10.01.2005, от ответчика: Министерство финансов Хабаровского края: Тимошенко С.Н. - представитель по доверенности N 19-11/2395 от 02.12.2004, УФК по Хабаровскому краю: Петренко В.А. - представитель по доверенности б/н от 10.01.2005, Финансовый департамент администрации г. Хабаровска: Трунова Е.А. - представитель по доверенности N 04-02/2420 от 28.12.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов РФ, муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" на решение от 15.07.2004, постановление от 21.09.2004 по делу N А73-3433/2004-25 (АИ-1/1040/04-42) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска о взыскании 1565249 рублей 99 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 18 января 2005 года.
Муниципальное унитарное предприятие г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска о взыскании 1565249 рублей 99 копеек убытков в связи с предоставлением льгот по плате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
До принятия решения по делу истец в порядке ст. 49 АПК РФ увеличил сумму иска до 2107998 рублей.
Решением суда от 15.07.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.09.2004, с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу истца взыскано 1671622 рубля 48 копеек убытков, в иске к остальным ответчикам отказано.
Принимая его, арбитражный суд установил, исполнение краевым и городским бюджетами своих обязательств в той мере, какой они были обеспечены федеральным бюджетом. Ввиду недостаточности федеральных средств, выделенных для компенсации спорных льгот, обязательство по возмещению истцу убытков возложено на казну РФ в лице Министерства финансов РФ.
Во взыскании 436375 рублей 82 копеек отказано со ссылкой на пропуск срока исковой давности.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статьей 274, 284 АПК РФ по заявлениям Министерства финансов РФ, МУП "СЗ по ЖКУ", где ими ставится вопрос об их изменении.
По утверждению Министерства финансов РФ, суд безосновательно возложил на него ответственность за причинение истцу убытков, так как его действия по компенсации льгот осуществлялись в рамках федерального законодательства и в пределах своих полномочий.
Поэтому просит решение и постановление в части взыскания с него убытков отменить и в иске к этому ответчику отказать.
МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" считает применение судом срока исковой давности ошибочным, так как начало его течения необходимо исчислять с момента окончания финансового года согласно статьям 242, 264 БК РФ.
В связи с чем, этот заявитель просит решение и постановление в части отказа во взыскании 436375 рублей 82 копеек убытков отменить, иск удовлетворить в полном объеме.
Ответчики доводы кассационной жалобы истца отклонили по мотивам, изложенным в своих отзывах.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит кассационную жалобу истца обоснованной, а Министерства финансов РФ безосновательной.
Как усматривается из материалов дела МУП "СЗ по ЖКУ" при расчетах в период с 01.01.2001 по 30.06.2003 за техническое обслуживание, коммунальные услуги и пользование телевизионной антенной отдельными категориями граждан, проживающих в г. Хабаровске, учитывались льготы, предусмотренные федеральными законами для военнослужащих, работников органов ФСБ, налоговой полиции, таможенной службы и членов семей сотрудников МВД.
В результате исполнения данных законов истец недополучил доходов на сумму 2107998 рублей 30 копеек, что послужило основанием для предъявления настоящего иска.
При этом в подтверждение факта предоставления льгот МУП "СЗ по ЖКУ" представило акты сверок с МУ "РКЦ", ООО "Программы учета", письма и платежные поручения финансового департамента администрации г. Хабаровска, которые оценены судом.
Рассматривая спор, суд определил, что спорные льготы предусматривались следующими федеральными законами: "О воинской обязанности и военной службе", "О службе в таможенных органах РФ", "О федеральной службе безопасности", Положением о прохождении службы в органах федеральной налоговой полиции РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ N 4991-1 от 20.05.2003, Указом Президента РФ N 1153 от 02.10.1992 "О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск ...", Постановлением Правительства РФ от 23.12.1992 N 4201-1 "Положение о службе в органах внутренних дел РФ".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату постановления Верховного Совета РФ N 4991-1 следует читать как "20.05.1993"
Согласно статьям 72, 76 Конституции РФ и ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ определено, что раздел полномочий РФ и субъекта РФ в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение. Следовательно, если обязательства по социальной защите населения установлены федеральным законом, то их исполнение осуществляется из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам (ст. 9 Закона).
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Из представленных документов и пояснений сторон судом установлено, что средства на компенсацию затрат в федеральном бюджете на 2001 год не планировались.
В 2002 году Постановлением Правительства РФ N 258 от 20.04.2002 "Об утверждении правил предоставления и расходования в первом полугодии 2002 года средств фонда компенсаций..." утвержден порядок компенсации расходов субъектов Федерации, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
На основании ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" Хабаровскому краю из фонда компенсации (приложение N 13) на возмещение льют сотрудникам налоговой полиции, таможенных органов, органов внутренних дел и военнослужащим санкционировано 72024000 рублей.
Из данных средств по Закону Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" муниципальному бюджету г. Хабаровска выделено 33498000 рублей (приложение N 14).
Согласно имеющимся в деле отчетам о финансировании расходов на предоставление спорных льгот рассматриваемой категории граждан и реестрам распределения бюджетных средств в край поступило 73812404 рубля, из них в виде субсидий городскому бюджету 37375628 рублей.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд обоснованно признал исполнение краевым и городским бюджетами своего обязательства по компенсации льгот надлежащим, то есть в той мере какой они были обеспечены средствами федерального бюджета в соответствии с пунктом 3 статьи 60, пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ и правомерно освободил Министерство финансов Хабаровского края и Финансовый департамент администрации г. Хабаровска от ответственности.
В данном случае ответственность за отсутствие финансирования в 2001 году и недостаточное финансирование исполнения отдельных государственных полномочий в 2002 году должна нести казна РФ в порядке статей 16, 1069 ГК РФ.
Обжалуемые судебные акты в части взыскания с последней в лице Министерства финансов РФ 1671622 рублей 48 копеек убытков соответствуют названным выше нормам материального права.
В отношении пропуска МУП "СЗ по ЖКУ" срока исковой давности по требованиям о взыскании убытков за период с января по март 2001 года эти доводы арбитражного суда следует признать ошибочными по причине неправильного определения начала его течения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока его исполнения.
В силу статьи 12 БК РФ годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
В этот последний день согласно пункту 1 статьи 242, пункту 1 статьи 264 БК РФ завершается финансовый год и исполнение федерального бюджета.
Помесячного срока исполнения обязательств по обеспечению финансированием осуществления государственных полномочий со стороны федерального бюджета не имелось.
Исходя из данных положений БК РФ начало течения срока исковой давности по рассматриваемым требованиям должно исчисляться с 1-го января 2002 года, то есть по окончанию финансового 2001 года в порядке пункта 1 статьи 200 ГК РФ.
Поскольку на момент подачи иска в апреле 2004 года трех годичный срок исковой давности не прошел, то у суда отсутствовали основания для его применения.
Таким образом, решение от 15.07.2004 и постановление от 21.09.2004 подлежат отмене в части отказа во взыскании 436375 рублей 82 копеек убытков, указанную сумму следует взыскать с казны РФ в лице Министерства финансов РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.07.2004 и постановление от 21.09.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3433/2004-25 (АИ-1/1040/04-42) отменить в части отказа во взыскании 436375 рублей 82 копеек убытков.
Взыскать с казны РФ в лице Министерства финансов РФ в пользу МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" 436375 рублей 82 копейки убытков.
В остальной части решение от 15.07.2004 и постановление от 21.09.2004 оставить без изменения.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист и справку на возврат МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" госпошлины по кассационной жалобе перечисленной платежным поручением N 7176 от 12.11.2004.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 января 2005 г. N Ф03-А73/04-1/4126
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании