Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 октября 2004 г. N Ф03-А59/04-2/2556
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Сахалинской области на решение от 07.05.2004 по делу N А59-957/04-С24 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Сахалинской области к индивидуальному предпринимателю П.М. о взыскании 4308,84 руб.
Резолютивная часть постановления от 06 октября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2004 года.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Сахалинской области обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о взыскании с предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, П.М. (далее - предприниматель) задолженности по единому социальному налогу и соответствующих пеней за несвоевременную уплату данного налога.
Решением суда от 07.05.2004 заявленные требования удовлетворены частично: взыскана недоимка по единому социальному налогу в сумме 3484,80 руб. и пени в сумме 314,09 руб.; в остальной части - отказано. Судебный акт мотивирован тем, что требования налогового органа основаны на нормах налогового законодательства в части взыскания задолженности по названному налогу за 2002 год и пени за период с 16.07.2003 по 31.12.2003. Вместе с тем, суд пришел к выводу о неправомерности начисления пени в сумме 509,95 руб. за период 15.07.2002-15.07.2003 за неуплату в установленный срок авансовых платежей по единому социальному налогу, поскольку налоговым периодом является календарный год.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, инспекция по налогам и сборам подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить и заявленные требования удовлетворить в полном объеме. При этом налоговый орган указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, регулирующих спорные отношения. По мнению заявителя, поскольку пунктом 4 статьи 244 НК РФ установлен срок уплаты первого авансового платежа за 2002 год 15.07.2002, то сумма пени за неуплату в установленный срок налога должна исчисляться с 15.07.2002.
Предприниматель П.М. отзыв на кассационную жалобу не представила.
Налоговый орган и предприниматель извещены в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения жалобы, но их представители в судебном заседание участия не принимали.
Исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, находит жалобу подлежащей удовлетворению по нижеследующему.
Как следует из материалов дела, предприниматель П.М. (свидетельство о госрегистрации N 3409 от 26.01.99) представила в инспекцию по налогам и сборам налоговую декларацию по единому социальному налогу за 2002 год 21.01.2003. На основании камеральной проверки данной декларации предпринимателю направлены требования от 19.09.2003 и от 22.09.2003 об уплате единого социального налога в федеральный бюджет и соответствующие внебюджетные фонды, а также пени.
Неисполнение налогоплательщиком в добровольном порядке в установленные сроки указанных требований послужило основанием для обращения налогового органа за принудительным взысканием недоимки и пени в арбитражный суд.
В силу подпункта 2 части 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации предприниматель П.М. признается плательщиком единого социального налога.
В соответствии с положениями статей 52-55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.
В силу пункта 1 статьи 55 Кодекса налоговый период может состоять из одного или несколько отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Статьей 240 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2002) установлено, что налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно пункту 3 статьи 243 Кодекса в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Следовательно, Законом установлено, что авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 НК РФ.
Пункт 1 статьи 75 названного Кодекса содержит определение понятия пени как денежной суммы, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Из пункта 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 200-0 следует, что анализ статьи 75 в целом, а также других положений Налогового кодекса Российской Федерации приводит к выводу, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями, днями, а, также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (пункт 3 статьи 57); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (пункт 2 статьи 58); в случае, если налоговый период состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам этих отчетных периодов вносятся авансовые платежи (пункт 1 статьи 55).
Закрепление обязанности налогоплательщика вносить налоговые платежи авансом, то есть до истечения налогового периода, обусловлено необходимостью равномерного, в течение бюджетного года, поступления в государственную казну средств, необходимых для покрытия расходных статей бюджета, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод.
В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.
Таким образом, пени по единому социальному налогу должны начисляться по итогам отчетных периодов, то есть по итогам квартала.
Следовательно, довод заявителя кассационной жалобы о правомерности начисления пени за период 15.07.2002-15.07.2003 является обоснованным.
При таких обстоятельствах состоявшийся по делу судебный акт подлежат изменению в части, касающейся отказа налоговому органу во взыскании с предпринимателя П.М. пени в сумме 509,95 руб.
Пропорционально удовлетворенным требованиям на предпринимателя следует отнести расходы по уплате государственной пошлине: 100 руб. по заявлению и 50 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 07.05.2004 по делу N А59-957/04-С24 Арбитражного суда Сахалинской области изменить:
взыскать с индивидуального предпринимателя П.М. пени за несвоевременную уплату единого социального налога в сумме 509,95 руб., а также государственную пошлину в федеральный бюджет в сумме 150 руб.; в остальной части - решение оставить без изменения.
Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительный лист. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 октября 2004 г. N Ф03-А59/04-2/2556
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании