Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 декабря 2004 г. N Ф03-А73/04-1/3705
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: юрисконсульт по доверенности N 7/534 от 28.09.2004 - Аксенова И.М., рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерства финансов Хабаровского края на решение от 30.03.2004, постановление от 10.08.2004 по делу N А73-1845/2003-31-30 (АИ-1/542-44) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" в лице Комсомольских тепловых сетей к Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Минфину Хабаровского края, Минфину РФ, Финуправлению Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, МВД РФ о взыскании 17085669 руб. 01 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 30.11.2004. Полный текст постановления изготовлен 07.12.2004.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" в лице Комсомольских тепловых сетей обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Министерству финансов Правительства Хабаровского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 17085669,01 рублей убытков в виде неполученных доходов от предоставления населению льгот по оплате за потребленную тепловую энергию в 2001 году в соответствии с действующим законодательством.
Определением суда от 19.02.2003 исковые требования о взыскании убытков в размере 3659787,51 рублей, причиненных вследствие предоставления льгот сотрудникам милиции, выделено в отдельное производство, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел РФ.
Решением суда от 29.04.2003 в иске ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" отказано в связи с недоказанностью истцом размера предоставленных им льгот и неправомерности действий (бездействия) со стороны ответчиков.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.08.2003 решение суда отменено с направлением дела на новое рассмотрение суда первой инстанции.
При новом рассмотрении дела, в качестве соответчиков по делу привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации, Финансовое управление администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Правительство Хабаровского края, Управление внутренних дел Хабаровского края; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков - МУП "Производственный жилищно-эксплуатационный жилищный трест N 1", МУП "Производственный жилищно-эксплуатационный жилищный трест N 2", МУП "Производственный жилищно-эксплуатационный жилищный трест N 3", МУП "Производственный жилищно-эксплуатационный жилищный трест N 4".
До вынесения решения истец, уточнив требование, просил взыскать 1336458,61 руб., в том числе 677516,27 - убытки по льготам сотрудникам милиции, финансируемым из федерального бюджета и 658942,34 руб. - убытки от льгот сотрудникам милиции, финансируемым из краевого бюджета.
Решением суда от 30.03.2004, оставленным без изменения, постановлением суда апелляционной инстанции от 10.08.2004, требования истца удовлетворены соответственно в сумме 677516,27 руб. - за счет казны РФ в лице Минфина РФ, в сумме 658942,34 руб. - за счет казны Хабаровского края в лице его Министерства финансов в зависимости от источника финансирования подразделений милиции, где служат льготники.
Законность и обоснованность принятых по делу судебных актов проверяется в суде кассационной инстанции в порядке ст. 274, 284 АПК РФ по кассационным жалобам Министерства финансов РФ и Министерства финансов Правительства Хабаровского края, полагающих их отменить в части удовлетворенных за счет соответствующих бюджетов требований и в иске к ним отказать.
При этом, Минфин РФ ссылается на неприменение ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающей ответственность по искам о возмещении вреда от имени казны РФ соответствующих органов государственной власти по ведомственной принадлежности, в данном случае Министерства внутренних дел РФ, как главного распорядителя средств федерального бюджета в 2001 году, в том числе и на оплату льгот, поскольку выплата средств по исполнительным листам производится за счет средств казны РФ, выделенных федеральным органам исполнительной власти, как главным распорядителям средств федерального бюджета.
Кроме того, как полагает заявитель, суд не применил ст. 239 Бюджетного кодекса РФ о иммунитете бюджета, предусматривающего возможность обращения взыскания на средства бюджета только по судебному акту о возмещении в размере недофинансирования в случае, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе бюджета.
Министерство финансов Хабаровского края в своей кассационной жалобе ссылается на необоснованность судебных актов, считает не доказанным истцом размер убытка, ссылается также на не представление ему истцом, в нарушение норм процессуального права, копий документов, представленных в суд для проверки обоснованности его требований. Кроме того, заявитель ссылается на отсутствие законодательного закрепления разграничения расходных бюджетных полномочий в 2001 году между органами государственной власти РФ и ее субъектов по реализации льгот, установленных ФЗ "О милиции", в нарушение п. 2 ст. 85 БК РФ.
Судебная коллегия кассационной инстанции, проверив материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб, возражения по ней ответчиков, не находит оснований к отмене или изменению принятых по делу судебных актов, находя их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в лице Комсомольских тепловых сетей (Заказчик) заключило договоры с МУП "ПЖРЭТ N 1", МУП "ПЖРЭТ N 2", МУП "ПЖРЭТ N 3", МУП "ПЖРЭТ N 4" (Исполнители), сроком действия с 01.01.2001 по 31.12.2001, согласно которым последние обязуются производить начисление за отпущенную ОАО "Хабаровскэнерго" населению тепловую энергию, выписывать и доставлять платежные документы населению и принимать платежи от населения в пользу Заказчика. Принятые от населения платежи в соответствии с п. 2.1.7 договора перечисляются на текущий счет Заказчика. Согласно п. 1.1 Исполнитель обязуется производить начисления за тепловую энергию в соответствии с действующими нормами и законодательством.
Поскольку исполнитель, в 2001 году производил начисление за тепловую энергию лицам, имеющим право на льготу по ее оплате в соответствии с ФЗ "О милиции" заказчик (истец) не дополучил доход в сумме 1336458,61 руб. которая возмещена ему органами государственной и муниципальной власти из соответствующих бюджетов и составляет предмет требования по настоящему иску. Размер ущерба подтверждается двухсторонними актами сверок между заказчиком (истцом) и исполнителями (МУП ПЖРЭТ N 1, МУП ПЖРЭТ N 2, МУП МПЖРЭТ N 3, МУП ПЖРЭТ N 4).
Согласно ст. 30 Закона "О милиции" от 18.04.1991 N 1026-1 (с изменениями и дополнениями) сотрудникам милиции, и проживающим с ними членам их семей, предоставляется 50% скидка по оплате коммунальных услуг, которая компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О милиции" милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Криминальная милиция финансируется за счет федерального бюджета, а подразделения милиции общественной безопасности в зависимости от уровня органа власти, по распоряжению которого они созданы, либо за счет средств федерального бюджета, либо за счет бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, осуществляется в порядке, определенном органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Министерством внутренних дел РФ.
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что некомпенсированные из бюджета соответствующего уровня расходы истца на предоставление льгот составляют его убытки (ч. 2 ст. 15 ГК РФ), которые, будучи причиненными противоправными действиями либо бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования (ст.ст. 16, 1069 ГК РФ).
При этом суд правомерно удовлетворил требования истца за счет соответствующего уровня бюджета согласно представленным истцом актам сверки списочного состава льготников с Управлением внутренних дел г. Комсомольска-на-Амуре, и другими доказательствами отнесения сотрудников милиции, пользующихся льготами, к подразделениям милиции, финансируемым из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации.
Ссылку ответчика - Минфина РФ на то, что в оспариваемый период времени в бюджете РФ на 2001 год не было предусмотрено финансирование мероприятий, предусмотренных ФЗ "О милиции", суд правомерно отклонил как несостоятельную, поскольку действие ФЗ "О милиции" в установленном порядке не приостановлено и в законе о бюджете на 2001 год не указано, что ФЗ "О милиции" приостановлен или финансирование его в оспариваемый период времени будет осуществляться иным образом. Доказательств тому, что указанные средства в 2001 году были утверждены в федеральном бюджете Министерству внутренних дел РФ, ответчиком также не представлено.
Доводы заявителя жалобы Минфина Хабаровского края о нарушении судом первой инстанции процессуальных норм правомерно не приняты судом апелляционной инстанции, поскольку ответчик не воспользовался предоставленным ему процессуальным правом на ознакомление с доказательствами истца представленными в материалы дела. Кроме того, указанные нарушения не привели к принятию неправильного решения судом.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 30.03.2004, постановление от 10.08.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-1845/2003-31-30 (АИ-1/542-44) оставить без изменения, кассационные жалобы заявителей - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 декабря 2004 г. N Ф03-А73/04-1/3705
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании