Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 марта 2005 г. N Ф03-А24/04-2/4599
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Камчатской таможни - Третьяк Е.В. по доверенности N 11/09 от 11.01.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Камчатской таможни на решение от 09.11.2004 по делу N А24-3513/04-14 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению Камчатской таможни к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Петропавловску-Камчатскому о признании недействительным в части решения от 08-13/254/22806 от 16.07.2004.
Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 9 марта 2005 года.
Камчатская таможня обратилась в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным в части решения инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Петропавловску-Камчатскому (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) N 08-13/254/22806 от 16.07.2004 о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 09.11.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что таможней при исчислении налога на доходы физических лиц неправомерно не включена в налоговую базу физического лица - Карюкина А.А., начальника Камчатской таможни, сумма 600000 руб., перечисленная по счету-фактуре N 23 от 09.07.2003 в оплату лечения в зарубежной клинике, поскольку данная сумма является его доходом и облагается указанным налогом. Следовательно, у налогового органа имелись правовые основания для привлечения таможни к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется по кассационной жалобе таможни, поддержанной ее представителем в судебном заседании, которая просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы полагает, что 600000 руб., выделенные ГТК и направленные на возмещение расходов по оплате лечения начальника Камчатской таможни Карюкина А.А., не являются доходом и не подлежат налогообложению в соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ.
Инспекция по налогам и сборам отзыв на жалобу не представила, в письме от 24.01.2005 N 02-07/1277 заявила ходатайство о ее рассмотрении в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителя таможни, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка Камчатской таможни по вопросу правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за период с 01.01.2001 по 31.03.2004, по результатам которой 26.05.2004 составлен акт N 08-13/104ДСП. Рассмотрев акт проверки, представленные по нему возражения, а также с учетом результатов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, налоговый орган 16.07.2004 принял решение о привлечении Камчатской таможни к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной статьей 123 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 15600 руб.; кроме того, ей предложено уплатить пени за несвоевременное перечисление НДФЛ в сумме 573 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, таможня оспорила его в арбитражный суд, который на основании всестороннего, полного исследования имеющихся в деле доказательств, пришел к выводу о правомерном привлечении ее к налоговой ответственности по указанной выше норме права исходя из следующего.
Согласно статье 209 НК РФ объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 41 настоящего Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой "Налог на доходы физических лиц".
Материалами дела установлено, что Камчатская таможня как налоговый агент не удержала с начальника таможни Карюкина А.А. НДФЛ с суммы 600000 руб., перечисленных Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (далее - ГТК) и направленных для возмещения расходов по проведению лечения начальника таможни в клинике Норд-Нюрнберг, Германия. Во исполнение договора от 25.06.2003 N 64, заключенного между таможней и ООО "Стар Марин", на оказание последним услуг по подбору зарубежного лечебного учреждения и оплате лечения Карюкина А.А. в этом государстве, платежным поручением от 11.07.2003 N 827 таможня перечислила ООО "Стар Марин" 600000 руб. в оплату указанных услуг по счету-фактуре от 09.07.2003 N 23.
С учетом вышеизложенного, суд, отказывая в удовлетворении требований таможни о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ, правомерно исходил из того, что спорная сумма, перечисленная за оплату лечения начальника Камчатской таможни Карюкина А.А., является доходом этого физического лица и должна облагаться НДФЛ.
Пунктом 1 статьи 217 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения указанным налогом государственных пособий, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уход за больным ребенком), а также иных выплат и компенсаций, выплачиваемых в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ) сотрудники таможенных органов имеют право на бесплатное медицинское обслуживание в учреждениях здравоохранения системы таможенных органов. При отсутствии по месту службы или месту жительства сотрудников таможенных органов учреждений здравоохранения системы таможенных органов, соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь указанным сотрудникам оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения в объеме, предусмотренном территориальной программой обязательного медицинского страхования. При оказании сотрудникам таможенных органов медицинской помощи в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения в объеме, превышающем объем, предусмотренный территориальной программой обязательного медицинского страхования, расходы на оказание медицинской помощи возмещаются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Таким образом, правильным является и вывод суда о том, что спорная сумма не подлежит освобождению от налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ, поскольку не является компенсацией, выплачиваемой в соответствии с действующим законодательством, так как возмещение расходов на основании пункта 1 статьи 45 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ предусмотрено только в случае оказания медицинской помощи сотрудникам таможенных органов в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения, а не в зарубежных клиниках.
Следовательно, у налогового органа имелись правовые основания для привлечения таможни к налоговой ответственности оспариваемым решением по статье 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение Арбитражного суда Камчатской области от 09.11.2004 по делу N А24-3513/04-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На основании статьи 123 НК РФ налоговый агент несет ответственность за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению.
За совершение указанного правонарушения таможня привлечена к ответственности. Основанием для этого послужило неудержание НДФЛ со стоимости лечения начальника таможни в зарубежном лечебном учреждении, оплаченного таможней.
Не согласившись с решением налогового органа, таможня обжаловала его в суд. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дела в связи с кассационной жалобой таможни, федеральный арбитражный суд исходил из того, что в соответствии со ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками.
В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Как предусмотрено п. 1 ст. 45 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" при оказании сотрудникам таможенных органов медицинской помощи в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения в объеме, превышающем объем, предусмотренный территориальной программой обязательного медицинского страхования, расходы на оказание медицинской помощи возмещаются Государственным таможенным комитетом.
Следовательно, не облагается налогом оплата лечения сотрудников таможенных органов только в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Поскольку в данном случае лечение начальника таможни осуществлялось в зарубежном лечебном учреждении, то его оплата облагается НДФЛ.
Учитывая изложенное, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу таможни и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 марта 2005 г. N Ф03-А24/04-2/4599
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании