Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 мая 2005 г. N Ф03-А73/05-1/713
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: главный специалист по доверенности N 1.33-235 от 31.12.2004 - Малашкин Д.Л., от ответчика: Минфин Хабаровского края - юрисконсульт по доверенности N 19-11/1672 от 16.08.2004 - Белоножко Т.Г., Правительство Хабаровского края - консультант по доверенности N 4.4.28-7325 от 23.09.2004 - Белоножко Т.Г., рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Администрации г. Хабаровска, Министерства финансов Хабаровского края на постановление 24.01.2005 по делу N А73-7843/2004-18 (АИ-1/1542/04-45) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Администрации г. Хабаровска к Правительству Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края о признании недействительными в части постановления Губернатора Хабаровского края, незаконными действий и недействительными уведомлений Минфина Хабаровского края.
Резолютивная часть постановления объявлена 26.04.2005. Полный текст постановления изготовлен 03.05.2005.
Администрация г. Хабаровска обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с требованиями (с учетом их уточнения до вынесения решения) о признании абзаца 6 преамбулы и пункта 3.2 Постановления Губернатора Хабаровского края от 05.07.2002 N 320 "О результатах проверки муниципального образования город Хабаровск" недействительными в части указания на нецелевое использование 17,7 млн. рублей; о признании незаконными действий Министерства финансов Хабаровского края по взысканию с муниципального образования г. Хабаровск 28938800 рублей, выразившиеся в уведомлениях от 21.11.2002 N 02-15/1685, от 01.11.2002 N 02-15/1/1584, от 19.11.2002 N 15, от 15.10.2002 N 10.
Решением суда от 26.10.2004 заявленные требования удовлетворены частично: признаны незаконными уведомления Министерства финансов Хабаровского края
от 01.11.2002 N 02-15/1/1584
от 21.12.2002 N 02-15/1685
от 15.10.2002 N 10
от 19.11.2002 N 15
В удовлетворении требований о признании недействительными абзаца 6 преамбулы, пункта 3.2 в части суммы 17,7 млн. руб. Постановления Губернатора Хабаровского края от 05.07.2002 N 320 "О результатах проверки муниципального образования г. Хабаровск" отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.01.2005 по апелляционной жалобе Министерства финансов Хабаровского края указанное решение суда отменено, производство по делу прекращено на основании ч. 1 ст. 150 АПК РФ как неподлежащее рассмотрению в арбитражном суде из-за его неподведомственности в соответствии с требованиями ст.ст. 27, 29 АПК РФ, поскольку спор возник между исполнительными органами государственной власти края и местного самоуправления из межбюджетных правоотношений, не отнесенных законодательством к спорам, разрешаемым в арбитражном суде.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Администрация г. Хабаровска и Министерство финансов Хабаровского края обжаловали его в порядке кассационного производства, полагая в своих кассационных жалобах его отменить, как вынесенное с нарушением ч. 2 ст. 29 и ст. 198 АПК РФ, предусматривающих подведомственность арбитражному суду споров о признании недействительными ненормативных правовых актов, а также незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, если они нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В заседании суда от 19.04.2005 объявлялся перерыв до 26.04.2005 до 14 часов в соответствии со ст. 163 АПК РФ.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационных жалоб, заслушав в заседании суда представителей сторон, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене обжалуемого постановления суда, считая его законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Администрацией г. Хабаровска оспаривается законность принятого Губернатором Хабаровского края постановления от 05.07.2002 N 320 "О результатах проверки муниципального образования г. Хабаровск", которым МО г. Хабаровск за невыполнение требований ст. 31 Закона Хабаровского края от 27.12.2000 N 278 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2001 год" в части направления средств на погашение кредиторской задолженности по ежемесячным пособиям на детей за 1998 год в размере 8% (что составляет 17,7 млн. руб). от установленного ст. 30 указанного закона норматива 60% налога на доходы физических лиц, зачисляемого в бюджет города Хабаровска, привлечено к ответственности за их нецелевое использование путем уменьшения финансирования на эту сумму и на сумму начисленных к ней штрафных санкций 12238800 руб. (всего 28923800 руб.) причитающихся бюджету города средств из фонда финансовой поддержки бюджетов муниципальных образований городов и районов края в 2002 году (дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности - на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы) на основании уведомлений Минфина Хабаровского края от 19.11.2002 N 15 и от 15.10.2002 N 10.
Оспаривая указанное постановление Губернатора Хабаровского края и действия Минфина Хабаровского края по его выполнению, как не соответствующие требованиям п. 3 ст. 5 Федерального закона от 10.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" о гарантиях органов государственной власти прав предоставленных органам местного самоуправления самостоятельно определять направление использования средств местных бюджетов, к которым, в силу ст. 7 названного закона, как к доходам местного бюджета, относятся местные налоги и сборы, и доли федеральных налогов, субъектов РФ, закрепляемых за местными бюджетами на постоянной основе, заявитель ссылается на несоответствие их также ст. 6, п. 4 ст. 5 указанного закона, поскольку финансирование расходов связанных с выплатой детских пособий не относится к вопросам местного значения и не может производиться за счет собственных средств бюджета г. Хабаровска и отчислений от регулирующих налогов. Указанные расходы в силу ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам имеющим детей" производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ и учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и выделяются целевым назначением.
И согласно п. 4 ст. 60 БК РФ для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления и для реализации ими федеральных законов, в местный бюджет должны быть переданы в виде неналоговых доходов ассигнования на их финансирование из соответствующих бюджетов.
Поскольку отчисления от налогов не могут быть такими целевыми средствами вышестоящего бюджета на выполнение государственных полномочий, то направление их на нужды города не может быть признано нецелевым их использованием в силу ст. 289 БК РФ.
Из указанного следует, что предметом спора является соблюдение местным органом власти бюджетного законодательства в части формирования доходной части соответствующего бюджета, порядка передачи расходов и доходов из одного уровня бюджета в другой в порядке межбюджетных отношений, а также финансового контроля за соблюдением получателями бюджетных средств условий их целевого использования.
Вместе с тем, указанные публичные правоотношения органов государственной власти и местного самоуправления не охватываются содержанием предпринимательской или иной экономической деятельности, споры из которых, в том числе и об оспаривании ненормативных актов органа государственной власти, подведомственны в силу ст.ст. 29, 198 АПК РФ арбитражному суду, поскольку не являются отношениями власти и подчинения.
В силу ч. 2 ст.ст. 27, 28 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры с участием государственных органов, органов местного самоуправления и другие дела возникающие из гражданских правоотношений, связанные с осуществлением экономической деятельности в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В то же время бюджетное законодательство не предусматривает порядок разрешения межбюджетных споров, и не устанавливает подведомственность подобных споров арбитражным судам.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает вывод суда апелляционной инстанции о неподведомственности данного спора арбитражному суду и прекращении производства по делу на основании ч. 1 ст. 150 АПК РФ правомерным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление Арбитражного суда Хабаровского края от 24.01.2005 по делу N А73-7843/2004-18 (АИ-1/1542/04-45) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд федерального округа согласился с тем, что производство по делу, касающемуся спора между муниципальным образованием и субъектом РФ по поводу межбюджетных отношений, было прекращено в связи с его неподведомственностью арбитражному суду.
Подчеркивается, что предметом спора является соблюдение местным органом власти бюджетного законодательства в части формирования доходной части соответствующего бюджета, порядка передачи расходов и доходов из одного уровня бюджета в другой в порядке межбюджетных отношений, а также финансового контроля за соблюдением получателями бюджетных средств условий их целевого использования.
Вместе с тем, указанные публичные правоотношения органов государственной власти и местного самоуправления не охватываются содержанием предпринимательской или иной экономической деятельности, споры из которых, в том числе и об оспаривании ненормативных актов органа государственной власти, подведомственны в силу ст.ст. 29, 198 АПК РФ арбитражному суду, поскольку не являются отношениями власти и подчинения.
В силу ч. 2 ст.ст. 27, 28 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры с участием государственных органов, органов местного самоуправления и другие дела, возникающие из гражданских правоотношений, связанные с осуществлением экономической деятельности в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами. В то же время бюджетное законодательство не предусматривает порядок разрешения межбюджетных споров и не устанавливает подведомственность подобных споров арбитражным судам.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 мая 2005 г. N Ф03-А73/05-1/713
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании