Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 июля 2005 г. N Ф03-А73/05-1/1022
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Тельтевский М.С., доверенность N 7/368 от 12.07.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу объединенного военного комиссариата г. Амурска на решение от 26.10.2004, постановление от 20.01.2005 по делу N А73-9322/2004-25 (АИ-1/1515/04-42) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к объединенному военному комиссариату г. Амурска, Министерству обороны РФ о взыскании 9273 руб. 64 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2005. Полный текст постановления изготовлен 05.07.2005.
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к объединенному военному комиссариату (далее - военкомат) г. Амурска, администрации г. Амурска и Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 9273 руб. 64 коп. задолженности за потребленную в июне-июле 2004 г. электрическую энергию по договору энергоснабжения от 01.01.2004 N 848.
Решением от 26.10.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.01.2005, иск удовлетворен в полном объеме за счет объединенного военного комиссариата г. Амурска на основании ст.ст. 309, 544 ГК РФ, при недостаточности средств у основного должника присужденная сумма подлежит взысканию с Министерства обороны РФ как с субсидиарного ответчика. В иске к администрации г. Амурска отказано.
В кассационной жалобе военкомат г. Амурска, не соглашаясь с судебными актами, просит их отменить. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 15.10.1999 N 1372, на основании которого, по его мнению, ответственность должен нести орган местного самоуправления - Финансовое управление администрации г. Амурска. Также в жалобе приведены доводы о погашении в настоящее время задолженности, в отношении которой возник спор.
Отзывы на жалобу не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ОАО "Хабаровскэнерго", считая судебные акты законными и обоснованными, возражал против удовлетворения жалобы заявителя.
Представители других участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в заседании суда участия не принимали.
Военкомат г. Амурска заявил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Проверив законность решения от 26.10.2004 и постановления от 20.01.2005, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 01.01.2004 между ОАО "Хабаровскэнерго" (энергоснабжающая организация) и военкоматом г. Амурска (абонент) заключен договор энергоснабжения N 848. По условиям договора энергоснабжающая организация приняла на себя обязательство подавать электрическую энергию в согласованном объеме абоненту, который обязался оплачивать принятую энергию в расчетный период в соответствии с показаниями приборов учета.
Во исполнение договора истец подавал электрическую энергию на объекты абонента, который предъявленные к оплате счета-фактуры за ее потребление в июне-июле 2004 г. не оплатил, в связи с чем образовалась задолженность на общую сумму 9273 руб. 64 коп.
Данный факт установлен обеими инстанциями арбитражного суда при рассмотрении дела, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона.
Поскольку военкомат г. Амурска является стороной по договору от 01.01.2004 N 848, обязанной в силу ст.ст. 309, 539, 544 АПК РФ и п. 1.1 договора оплачивать принятую энергию, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца, взыскав неоплаченную стоимость энергии с абонента в связи с ненадлежащим исполнением им денежного обязательства.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду ГК РФ
Предусмотренная Положением о военных комиссариатах обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предоставлять частичное финансирование деятельности военкоматов не освобождает военный комиссариат г. Амурска как сторону договора от исполнения принятых обязательств. Доводы заявителя об оплате задолженности суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил, поскольку данный факт имел место после принятия судебного решения.
Вместе с тем судебные акты в части взыскания задолженности, в отношении которой возник спор, при недостаточности средств у военкомата с Министерства обороны РФ в порядке субсидиарной ответственности приняты при неправильном применении норм материального права.
Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с п. 2 Положения о военных комиссариатах военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ в республиках, краях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных округах и равных им административных образованиях и входят в состав военных округов, на территории которых они находятся.
В свою очередь, согласно п.п. 1, 2 Положения о Министерстве обороны РФ, данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами РФ.
В соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Исходя из изложенного, собственником имущества военного комиссариата является Российская Федерация.
Следовательно, в данном случае правовые основания для привлечения в порядке ст. 120 ГК РФ к субсидиарной ответственности по обязательствам военного комиссариата Министерства обороны РФ отсутствуют.
Требований к Российской Федерации по настоящему делу ОАО "Хабаровскэнерго" не предъявляло.
При таких обстоятельствах судебные акты в части взыскания задолженности при недостаточности денежных средств у основного должника с Министерства обороны РФ подлежат отмене на основании ч. 1, 2 ст. 288 АПК РФ с принятием нового судебного акта об отказе истцу в иске к указанному ответчику.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 26.10.2004, постановление от 20.01.2005 по делу N А73-9322/2004-25 (АИ-1/1515/04-42) Арбитражного суда Хабаровского края в части взыскания долга в сумме 9273 руб. 64 коп. с Министерства обороны Российской Федерации отменить, в иске к Министерству обороны Российской Федерации отказать.
В остальном решение от 26.10.2004, постановление от 20.01.2005 оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 июля 2005 г. N Ф03-А73/05-1/1022
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании