Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 3 июня 2022 года кассационную жалобу Заболотских А.В. на решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 29 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 марта 2022 года по административному делу N 3а-82/2021 по административному исковому заявлению Заболотских А.В. об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения административного истца Заболотских А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Закон Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года N 23-З "О Правительстве Республики Марий Эл" определяет статус, компетенцию, порядок формирования Правительства Республики Марий Эл и его взаимодействие с другими органами государственной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл, органами государственной власти Российской Федерации.
Статьей 3 данного закона предусмотрен порядок согласования кандидатур членов Правительства с Государственным Собранием Республики Марий Эл.
Так, в соответствии с частью 1 вышеприведенной статьи (в редакции закона Республики Марий Эл от 8 июня 2011 года N 27-З) установлено, что кандидатуры членов Правительства, указанные в части четвертой статьи 2 настоящего Закона, при их назначении на должность вносятся для согласования Главой Республики Марий Эл в Государственное Собрание Республики Марий Эл.
Согласно части 2 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года N 23-З "О Правительстве Республики Марий Эл" (в редакции Закона Республики Марий Эл от 8 июня 2011 года N 27-З) мотивированное решение Государственного Собрания Республики Марий Эл об отклонении кандидатуры, предложенной в состав Правительства, подлежит рассмотрению Главой Республики Марий Эл.
Не согласившись с указанными законоположениями, Заболотских А.В. оспорил их в судебном порядке.
Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 29 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 марта 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Заболотских А.В. просит об отмене судебных актов с принятием нового решения, указывая на неправильное применение норм материального права, без учета правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с чем оспариваемые законоположения создают правовую неопределенность, что влечет их неоднозначное применение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поступившие возражения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 названного кодекса, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Оспариваемые законоположения приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка принятия и утверждения, а также официального опубликования, и по этим основаниям не обжалуется.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Принципы организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее -Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ), согласно которому система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и данным Федеральным законом.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Формы такого участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, действующего на момент принятия оспариваемых законоположений).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Конституции Республики Марий Эл Государственное Собрание Республики Марий Эл - парламент Республики Марий Эл - является высшим и единственным законодательным органом государственной власти Республики Марий Эл.
К ведению Государственного Собрания Республики Марий Эл относится согласование назначения членов Правительства Республики Марий Эл по представлению Главы Республики Марий Эл (пункт "к" части 1 статьи 73 Конституции Республики Марий Эл).
В соответствии с частью 1 статьи 76 Конституции Республики Марий Эл Глава Республики Марий Эл является высшим должностным лицом Республики Марий Эл и Председателем Правительства Республики Марий Эл.
В силу пункта "и" статьи 79 Конституции Республики Марий Эл Глава Республики Марий Эл по согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл формирует Правительство Республики Марий Эл; вносит в его состав изменения.
Компетенция, структура, порядок формирования Правительства Республики Марий Эл и перечень членов Правительства Республики Марий Эл, подлежащих согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл при назначении на должность, определяются законом (часть 3 статьи 84 Конституции Республики Марий Эл).
Кроме того, согласно части 5 статьи 72 Конституции Республики Марий Эл Государственное Собрание Республики Марий Эл принимает регламент, издает постановления по вопросам организации процедуры своей деятельности.
Постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 25 июля 2019 года N 710-П утвержден Регламент, который устанавливает порядок и принципы деятельности данного законодательного органа (далее - Регламент), статьей 144 которого установлено, что если какая-либо из предложенных Главой Республики Марий Эл кандидатур не получила по итогам голосования поддержки большинства от числа избранных депутатов Государственного Собрания, мотивированное решение Государственного Собрания об отклонении кандидатуры, предложенной в состав Правительства Республики Марий Эл, рассматривается Главой Республики Марий Эл.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании не действующими положений частей 1, 2 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года N 23-З "О Правительстве Республики Марий Эл", судебные инстанции, проанализировав положения пункта "к" части 1 статьи 73, пункта "и" статьи 79, части 3 статьи 84 Конституции Республики Марий Эл, пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, обоснованно исходили из того, что порядок участия законодательного (представительного) органа в формировании высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации устанавливается данным субъектом самостоятельно, предоставляя Главе Республики Марий Эл полномочия по внесению в Государственное Собрание Республики Марий Эл для согласования кандидатур членов Правительства при их назначении на должность, в связи с чем пришли к правильному выводу о соответствии оспариваемых законоположений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Порядок принятия мотивированного решения законодательным (представительным) органом об отклонении кандидатур, предложенных в состав Правительства Республики Марий Эл, также нашел свое отражение в вышеприведенном Регламенте и соответствует части 5 статьи 72 Конституции Республики Марий Эл.
Вопреки утверждению автора кассационной жалобы, судебные инстанции верно констатировали, что содержание оспариваемых положений нормативного правового акта является определенным и не влечет нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного суда Республики Марий Эл от 29 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Заболотских А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 14 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.