Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 мая 2005 г. N Ф03-А51/05-1/961
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Глущенко В.Н. - юрисконсульт, доверенность от 27.12.2004 N 359, от ответчика: Благодерева И.В. - юрисконсульт, доверенность от 03.11.2004 N 74, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 30.11.2004 по делу N А51-9346/2004 13-209 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к открытому акционерному обществу "Восточный порт" о взыскании 524820 руб. 24 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2005. Полный текст постановления изготовлен 23.05.2005.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице его филиала "Дальневосточная железная дорога" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Восточный порт" о взыскании 524820 руб. 24 коп., составляющих плату за пользование вагонами согласно ст. 39 УЖТ РФ.
Решением от 30.11.2004 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном порядке решение не проверялось.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить решение от 30.11.2004 как несоответствующее нормам права. По мнению заявителя, суд, не принимая в качестве доказательств акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов, не исследовал вопрос о том, имел ли место фактический простой вагонов по причинам, указанным в актах общей формы - отсутствие складской площади, неприем угольным комплексом, ремонтные работы по оси "Б". Полагает, что составление ведомостей на подачу и уборку вагонов при станционном простое не требуется.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Восточный порт", не согласившись с приведенными доводами, просило оставить ее без удовлетворения. Считает, что представленные истцом документы не могут приниматься в качестве доказательств, поскольку составлены с нарушением установленных правил.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ОАО "РЖД" и ОАО "Восточный порт" поддержали позиции, изложенные соответственно в кассационной жалобе, в отзыве на нее, дали пояснения по ним.
Проверив законность обжалуемого решения, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для его отмены, предусмотренных в ст. 288 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в июле 2003 года истцом на основании актов общей формы за NN 632513, 632515, 632516, 632517, 632598, 632601, 632605, 632606, 632609, ведомостей подачи и уборки вагонов за NN 902379, 902380, 902381, 902382, 902384, 902385, 902387, 902388, 902389 ответчику начислена плата за пользование вагонами за время их простоя на станции назначения по вине грузополучателя в связи с невозможностью подачи: по причине неприема вагонов угольным комплексом, ввиду ремонтных работ по оси "Б"; выставлена счет-фактура от 07.05.2004 N 110 на сумму 524820 руб. 24 коп.
Неоплата ОАО "Восточный порт" предъявленной ко взысканию платы послужила основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей общего пользования (вступили в силу 30.06.2003) при задержке вагонов на станции в ожидании подачи их на путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, в котором указывается причина задержки в подаче вагонов, количество всех задержанных вагонов, время начала и окончания задержки вагонов и другие сведения, предусмотренные вышеназванными правилами.
Разделом 2 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 03.12.2000 N 243, зарегистрированных в Минюсте России 14.03.2001 N 2608 (действовавших в спорный период) предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер приказа МПС России от 03.12.2000 следует читать как "N 2 ЦЗ"
В материалах дела представлены по два экземпляра актов общей формы за NN 632513, 632515, 632516, 632517, 632598, 632601, 632605, 632606, 632609, в которых перечислены вагоны, прибывшие в адрес ОАО "Восточный порт" с указанием их номеров. Причиной задержки значится: "невозможность подачи: по причине неприема вагонов угольным комплексом, ввиду ремонтных работ по оси "Б", указано время начала задержки.
Между тем сведения о времени окончания задержки, которые, как указано выше, являются обязательными при составлении актов общей формы для удостоверения факта задержки вагонов, указаны лишь в одном экземпляре аналогичных актов, в другом экземпляре актов за этими же номерами и датами - время окончания задержки не указано.
Все вышеназванные акты фактического времени задержки вагонов не содержат.
Как следует из счета-фактуры от 07.05.2004 N 110, расчета исковых требований, основанием для начисления платы за пользование вагонами указаны ведомости подачи и уборки вагонов за NN 902379, 902380, 902381, 902382, 902384, 902385, 902387, 902388, 902389. В деле представлены указанные ведомости, в которых отражена лишь плата за пользование вагонами с указанием вышеназванных актов общей формы, тарифа и расчетного времени.
Между тем каким образом произведен расчет времени, а именно: согласно какому экземпляру актов общей формы, не указано.
При разрешении спора суд первой инстанции, дав правовую оценку представленным актам общей формы, установил, что они не соответствуют требованиям, предъявляемым к их содержанию Правилами составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте.
Судом обоснованно не приняты в качестве доказательств начисления платы за пользование вагонами ведомости подачи и уборки вагонов за NN 902379, 902380, 902381, 902382, 902384, 902385, 902387, 902388, 902389, поскольку последние составлены в нарушение параграфа 87 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности МПС РФ и до фактической подачи вагонов под выгрузку.
Согласно п. 1 названного параграфа Инструкции за время ожидания подачи или приема вагонов по причинам, зависящим от грузополучателей, последние вносят перевозчику плату за пользование вагонами, для расчета которой составляется ведомость подачи и уборки вагонов (формы ГУ-46, ГУ-46 ВЦ). Ведомость составляется на основании памяток форм ГУ-45, ГУ-45 ВЦ и актов общей формы, оформленных за задержку в подаче вагонов, по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, владельцев. При этом памятка приемосдатчика на подачу и уборку вагонов составляется, в том числе на местах необщего пользования при погрузке или выгрузке вагонов.
По ведомостям формы ГУ-46, ГУ-46 ВЦ рассчитывается итоговая сумма по плате, штрафам и сборам, которая состоит, в том числе, из суммарной платы за пользование вагонами, включенной в ведомость.
Представленные в материалах дела ведомости подачи и уборки вагонов, оформленные при фактической подаче грузополучателю вагонов под выгрузку, судом также правомерно не приняты во внимание, поскольку названные ведомости не содержат сведений о плате за пользование вагонами в период их нахождения на станции назначения.
Таким образом, суд, оценив согласно ст. 71 АПК РФ представленные документы, установил, что при составлении актов и ведомостей, подтверждающих обстоятельства, связанные с требованием о взыскании платы за пользование вагонами, не соблюдены требования, установленные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. В связи с чем правомерно сделал вывод об отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих исковые требования.
С учетом изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.11.2004 по делу N А51-9346/2004 13-209 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 мая 2005 г. N Ф03-А51/05-1/961
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании