Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 апреля 2005 г. N Ф03-А04/05-1/805
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области на решение от 20.12.2004 по делу N А04-3289/04-2/137 Арбитражного суда Амурской области, по иску Открытого акционерного общества "Амурэнерго" в лице ФАО "Амурэнергосбыт" к Администрации Завитинского района, Финансовому отделу администрации Завитинского района, Финансовому департаменту администрации Амурской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании 545718 руб. 73 коп.
Резолютивная часть постановления от 19 апреля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2005 года
Открытое акционерное общество "Амурэнерго" в лице ФАО "Амурэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд Амурской области с иском к администрации Завитинского района, Финансовому отделу администрации Завитинского района, Финансовому департаменту администрации Амурской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании 248832 руб. 50 коп., составляющих убытки от предоставления льгот гражданам по оплате электроэнергии в 2002 году в соответствии с ФЗ "О ветеранах" (с учетом уточненных требований).
Решением суда от 20.12.2004 иск удовлетворен в полном объеме за счет казны РФ в лице Минфина РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.
Принимая его, первая инстанция установила, что средства из федерального бюджета в 2002 году местному бюджету и бюджету области на реализацию ФЗ "О ветеранах" не направлялись, а средств, выделенных из Фонда финансовой помощи регионам, было недостаточно для выполнения государственных полномочий администрацией Завитинского района и администрацией Амурской области.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст.ст. 274, 284 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой министерство просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом безосновательно возложена обязанность по компенсации льгот ветеранам на бюджет РФ в полном объеме, поскольку п. "ж" ст. 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Кроме того, заявитель ссылается на то, что суд неправильно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих отношения по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг ветеранам.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Амурэнерго" в лице ФАО "Амурэнергосбыт" в течение 2002 года предоставляло льготы по оплате электроэнергии в размере 50% отдельной категории граждан (ветераны) в соответствии с ФЗ "О ветеранах", в результате чего предприятием недополучены доходы в сумме 248832 руб. 50 коп.
Ввиду невозмещения истцу данных расходов предъявлен настоящий иск.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.
При этом порядок возмещения данных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ в рассматриваемый период не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому Закону.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий.
Судом установлено, что Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" не утверждены расходные статьи, предусматривающие целевое выделение денежных средств в бюджет субъектов РФ на реализацию льгот по ФЗ "О ветеранах".
Статьей 37 Закона Амурской области "Об областном бюджете на 2002 год" утверждены учтенные при расчете нормативов отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов (сборов) и финансовой помощи городам и районам области из областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований расходы на реализацию Закона "О ветеранах" в размере 283737 тыс. руб., из них Завитинскому району - 3078 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования Завитинским районом данных денежных средств в деле не имеется.
Поскольку денежные средства из федерального бюджета на финансирование льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг целевым назначением в 2002 году Амурской области не передавались, поэтому Арбитражный суд Амурской области правомерно возместил возникшие у истца убытки в сумме 248832,50 руб. за счет казны Российской Федерации, освободив от ответственности администрацию Завитинского района Финансовый департамент администрации Амурской области и Финуправление администрации Завитинского района.
Доводы заявителя жалобы о предоставлении достаточной финансовой помощи Амурской области из Федерального фонда финансовой поддержки в соответствии с Методикой его распределения, в том числе на реализацию ФЗ "О ветеранах", неправомерны, поскольку не отвечают требованиям статей 84, 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ о передаче средств нижестоящим бюджетам на финансирование государственных полномочий целевым назначением.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 20.12.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-3289/04-2/137 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 апреля 2005 г. N Ф03-А04/05-1/805
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании