Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 августа 2005 г. N Ф03-А24/05-2/2376
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ОАО "К" - Минеева О.В., начальник отдела по доверенности от 18.01.2005 N 71/55Д, от ИФНС России по городу Петропавловску-Камчатскому - Авдеева Т.В., ведущий специалист по доверенности от 11.01.2005 N 7, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "К" на решение от 18.02.2005, постановление от 04.05.2005 по делу N А24-1460/04-12 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению открытого акционерного общества "К" к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропаловску-Камчатскому о признании недействительным решения от 31.03.2004 N 10-12/7047 в части.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2005 года.
Открытое акционерное общество "К" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петропавловску-Камчатскому (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому) N 10-12/7047 от 31.03.2004 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 18.02.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.05.2005 в заявленных требованиях ОАО "К" отказано. Суд признал решение налогового органа в оспариваемой части соответствующим действующему законодательству.
Не согласившись с судебными актами, ОАО "К" подало кассационную жалобу, в которой, полагая, что судебные акты приняты с неправильным применением норм материального права, просит их отменить. В жалобе указывает, что при рассмотрении спора не учтены Методические рекомендации по расчету налоговой базы, исчисляемой в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, не применен пункт 7 статьи 3 НК РФ, поскольку ранее рассмотренное дело N А49-3881/01 между теми же лицами касалось вопроса правомерности пересчета кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности и отнесения возникающей отрицательной курсовой разницы по финансовым результатам в 1998-1999 годах.
Проверив в порядке и пределах статей 284-286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил.
Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петропавловску-Камчатскому проведена выездная налоговая проверка ОАО "К" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 31.12.2000, по результатам которой составлен акт N 10-12/67 от 04.12.2003.
Решением N 10-12/7047 от 31.03.2005 ОАО "К" доначислены к уплате налоги в общей сумме 33615 524 руб. 41 коп., в том числе:
- налог на прибыль - 33575524,41 руб.;
- дополнительные платежи в бюджет, исчисленные, исходя из сумм доплат - налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом в сумме 2098470,27 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 24388993,73 руб.
ОАО "К" оспаривает отражение в составе внереализационных расходов в 2000 году пени по хоздоговорам за поставленное заявителю топливо в размере 1718582423,77 руб., занижение валовой прибыли для целей налогообложения на сумму 139210000 руб. в результате непроведения корректировки на сумму отрицательной курсовой разницы по неоплаченной кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, рассчитанной по курсу Центрального банка РФ на дату составления бухгалтерской отчетности; начисление соответствующих дополнительных платежей по налогу на прибыль 2000 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части включения в состав внереализационных расходов пени по хоздоговорам, суд исходил из того, что для целей налогообложения должна учитываться не сумма признанной пени, а сумма фактически оплаченной пени за нарушение условий хозяйственных договоров.
Вывод суда основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.10.1999 N 14-П, в соответствии с которой объектами налогообложения (применительно к внереализационным доходам и расходам) являются только полученные доходы и соответственно, фактически произведенные расходы, независимо от учетной политики организации.
Как установлено в ходе проверки, общество неправомерно отражало в составе внереализационных расходов в 2000 году признанные на основании актов сверок между поставщиками нефтепродуктов и ОАО "К", но фактически не уплаченные пени.
Ссылка кассационной жалобы на Методические рекомендации по расчету налоговой базы, исчисляемой в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ во внимание суда не принимается, как не имеющее отношения к данному спору, поскольку заявитель делает ссылку на раздел 1.1 методических указаний, определяющий порядок формирования доходной части налоговой базы переходного периода, в то время, как спорной является включение во внереализационный расход признанной, но не уплаченной суммы пени.
Обоснованно отказано в заявленных ОАО "К" требованиях и в части включения в состав внереализационных расходов суммы пени, начисленных Петропавловск-Камчатской таможней, поскольку в пункте 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.1995 N 552 указано, что в состав внереализационных расходов включаются присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий Хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков. Поскольку отношения между заявителем и таможенным органом регулируются таможенным законодательством, а отнесение таких расходов во внереализационные расходы не предусмотрено, налоговым органом сделан обоснованный вывод о неправомерном отнесении таких расходов во внереализационные.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Постановления Правительства Российской Федерации N 552 следует читать как "05.08.1992"
В кассационной жалобе решение суда в этой части не обжаловалось.
Рассматривая спор в части непроведения корректировки на сумму отрицательной курсовой разницы по неоплаченной кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, пересчитанной по курсу Центрального банка РФ на дату составления бухгалтерской отчетности в размере 139210000 руб. суд также учел позицию Конституционного Суда РФ выраженную в Постановлении от 28.10.1999 N 14-П (применительно к внереализационным доходам и расходам), в соответствии с которой только полученные доходы и фактически произведенные расходы являются объектами налогообложения. В связи с чем, арбитражный суд правомерно указал, что для целей налогообложения в качестве внереализационного дохода должны учитываться курсовые разницы по операциям в иностранной валюте при получении дохода и в качестве внереализационного расхода - по факту несения расходов.
Учитывая, что согласно акту проверки обществом во внереализационные доходы 2000 года включена курсовая разница до погашения кредиторской задолженности, это обстоятельство дало основание инспекции для вывода о допущенном ОАО "К" налоговом нарушении.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о неправомерности действий налогоплательщика и в этой части.
Довод кассационной жалобы о том, что по данному вопросу следовало учесть иную позицию, изложенную судом по делу N А49-3881/01, был рассмотрен судом апелляционной инстанции и в постановлении правильно указано, что в силу статьи 87 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание несоответствующим Конституции Российской Федерации, в частности, закона или отдельных его положений, является основанием для отмены в установленном порядке других норм, которые, исходя из их места в системе действующих правовых актов, имеют тот же конституционный смысл.
И, поскольку такие нормы не могут применяться судами, Арбитражный суд Камчатской области правомерно при рассмотрении спора руководствовался Постановлением Конституционного Суда РФ, а не принятыми ранее решениями арбитражного суда по аналогичному спору.
Поскольку обоснованность доначисления дополнительных платежей зависит от рассмотрения вышеперечисленных вопросов, судебные акты и в этой части соответствуют нормам налогового законодательства.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 18.02.2005, постановление апелляционной инстанции от 04.05.2005 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А49-1460/04-12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 августа 2005 г. N Ф03-А24/05-2/2376
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании