Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 августа 2005 г. N Ф03-А73/05-1/2397
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска на определение от 11.05.2005 по делу N А73-13682/2004-39 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска к Товариществу с ограниченной ответственностью производственно-торговая фирма "С" о ликвидации.
Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2005. Полный текст постановления изготовлен 23.08.2005.
Инспекция Министерства по налогам и сборам РФ по Центральному району г. Хабаровска, далее в связи с преобразованием, инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска (далее - Налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о ликвидации Товарищества с ограниченной ответственностью производственно-торговая фирма "С" в связи с непредставлением ответчиком в регистрирующий орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Определением от 12.01.2005 исковое заявление оставлено без рассмотрения на основании того, что заявлено требование, которое в соответствии с Федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Налоговая инспекция обратилась с жалобой в суд апелляционной инстанции на определение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.01.2005. Постановлением апелляционной инстанции от 18.03.2005 определение суда от 12.01.2005 отменено в связи с неполным исследованием материалов дела и вопрос о ликвидации направлен на рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Судом первой инстанции вынесено определение от 11.05.2005, которым исковое заявление оставлено без рассмотрения, при этом суд исходил из того, что налоговая инспекция не представила доказательств того, что товарищество с ограниченной ответственностью производственно-торговая фирма "С" фактически действует и в процессе своей деятельности нарушает налоговое законодательство.
Не согласившись с принятым по делу определением от 11.05.2005, налоговая инспекция в своей кассационной жалобе просит его отменить и принять новое решение о ликвидации товарищества с ограниченной ответственностью производственно-торговая фирма "С". Заявитель считает, что непредставление налоговому органу необходимых для исчисления и уплаты налогов документов и сведений, отчетов о финансовой деятельности, невыполнение требований налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах являются грубыми и неоднократными нарушениями закона.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив законность принятых по делу судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как видно из материалов дела, ТОО Производственно-торговая фирма "С" зарегистрирована Администрацией Центрального района г. Хабаровска 16.12.1992 г., на основании свидетельства о государственной регистрации предприятия N 1293.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального Закона "О государственной регистрации юридических лиц" от 08.08.2001 N 129-ФЗ, юридическое лицо, зарегистрированное до вступления в силу настоящего Федерального Закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления его в силу, предъявить в регистрирующий орган сведения предусмотренные подпунктами "а"-"д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального Закона. Невыполнение указанного требования является основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.
Предъявляя требование о ликвидации юридического лица, налоговая инспекция указала на то, что в нарушение пункта 3 статьи 26 вышеназванного Федерального Закона ответчик с момента регистрации не представил в регистрирующий орган необходимые сведения о юридическом лице.
Статья 31 Налогового Кодекса Российской Федерации предусматривает, что налоговые органы вправе предъявить в арбитражные суды иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Между тем, указанная санкция (ликвидация юридического лица), предусмотренная пунктом 3 статьи 26 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", не может быть применена по одному лишь формальному основанию ввиду непредставления юридическим лицом в регистрирующий орган соответствующих сведений.
Суд первой инстанции установил, что ответчик не осуществляет никакой деятельности, по юридическому адресу не находится, операции по банковским счетам в течение последних 12 месяцев отсутствуют. Указанные обстоятельства являются признаками, свидетельствующими об отсутствии предпринимательской или иной деятельности, о ее фактическом прекращении ответчиком. Таким образом, по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 ГК РФ, может быть ликвидировано лишь действующее лицо.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно указал, что при отсутствии доказательств осуществления предпринимательской деятельности, юридическое лицо может быть ликвидировано как фактически прекратившее свою деятельность на основании Федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
С учетом установленных обстоятельств дела, судом кассационной инстанции отклоняются доводы заявителя жалобы, как необоснованные.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Определение от 11.05.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-13682/2004-39 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" непредставление уполномоченным лицом юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу данного закона, сведений, предусмотренных п.1 ст.5 закона, является основанием для исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ.
Поскольку в установленный срок указанные документы не были представлены товариществом с ограниченной ответственностью, налоговая инспекция обратилась в суд с требованием о его ликвидации.
Суд первой инстанции оставил заявление без рассмотрения, поскольку вместе с ним не было представлено доказательств того, что товарищество осуществляет деятельность и в процессе осуществления деятельности нарушает законодательство.
Рассматривая настоящее дело по кассационной жалобе налогового органа, федеральный арбитражный суд указал на то, что согласно подп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о ликвидации организации по основаниям, предусмотренным законодательством. Материалами дела установлено, что товарищество никакой деятельности не осуществляет, местонахождение его неизвестно, операции по счетам отсутствуют. Следовательно, товарищество может быть ликвидировано как юридическое лицо, фактически прекратившее свою деятельность, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Учитывая изложенное, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу налогового органа и оставил определение суда первой инстанции без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 августа 2005 г. N Ф03-А73/05-1/2397
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании