Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Егоровой Е.С, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края к Столяровой О.А. о взыскании суммы социальной выплаты, по кассационной жалобе Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, поступившей с делом 25 апреля 2022 г, на решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 29 ноября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края обратилось в суд с иском к Столяровой О.А, в котором просит взыскать в пользу Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края со Столяровой О.А. денежные средства в размере 1 651 915, 37 руб, из которых: сумма, подлежащая возврату в краевой бюджет, источником финансового обеспечения которого являются федеральные средства, - 1 182 614 руб, сумма, подлежащая возврату в краевой бюджет, - 373 457 руб, проценты за пользование чужими денежными средствами - 95 844, 37 руб. с продолжением начисления процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму 1 556 071 руб. с 29 сентября 2021 г. до дня возврата суммы.
Решением Выселковского районного суда Краснодарского края от 29 ноября 2021 г. исковые требования Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 марта 2022 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование доводов указывает, что Столяровой О.А. нарушен пункт 6 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, в связи с чем социальная выплата ей не положена и должна быть возвращена.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причина неявки суду неизвестна.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, обсудив изложенные доводы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу пунктов "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы реализации государственной социально- экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (часть 2 статьи 1 этого закона).
К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N696 утверждена государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", одной из целей которой является улучшение жилищных условий граждан, проживающих и работающих (изъявивших желание проживать и (или) работать) на сельских территориях.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. N944 утверждена государственная программа Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", одной из целей которых является создание комфортных условий жизнедеятельности на сельских территориях.
Реализация данных программ находится в компетенции Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве, гражданам Российской Федерации, проживающим и работающим на сельских территориях либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства на сельские территории и работать там установлен Положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, являющимся приложением N3 к Программе.
В силу пункта 6 Положения условием использования гражданином социальной выплаты является осуществление гражданином не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты трудовой или предпринимательской деятельности в организациях одной сферы деятельности на сельской территории, в которой было построено (приобретено) жилье за счет средств социальной выплаты.
В случае несоблюдения гражданином данного условия орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - орган исполнительной власти), вправе требовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты возврата средств в размере предоставленной социальной выплаты.
В случае расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) ранее срока, установленного настоящим пунктом, право гражданина на использование социальной выплаты сохраняется, если гражданин в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, социальной сфере или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность в отношении сельскохозяйственных животных (основное место работы), в сельской местности.
При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении гражданином обязательства, предусмотренного настоящим пунктом.
Согласно пункта 4 Положения, под агропромышленным комплексом понимается деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, признанных таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, а также деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в доходе указанных организаций и индивидуальных предпринимателей составляет не менее 70 процентов за календарный год.
Под социальной сферой понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги на сельских территориях в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Как следует из материалов дела, Столяровой О.А. в 2020 году была предоставлена социальная выплата на строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации приведенных выше государственных программ в размере 1 556 071 руб, что подтверждено свидетельством N 6-2020 от 25 мая 2020 года о предоставлении социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома, платежным поручением N 901669 от 17 июня 2020 г.
Как следует из сведений о трудовой деятельности Столяровой О.А, полученных из Пенсионного фонда России, с 27 июля 2015 г. по 18 ноября 2020 г. она была трудоустроена в АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева, уволена по основаниям пункта 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ.
Согласно справке от 4 июня 2021 г. N 502, выданной ГБУЗ "Специализированная психоневрологическая больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края, основным местом работы Столяровой О.А. с 1 декабря 2020 г. является ГБУЗ "Специализированная психоневрологическая больница" министерства здравоохранения Краснодарского края.
Из объяснений ответчика Столяровой О.А. от 18 июня 2021 г. установлено, что причиной ее увольнения послужила невозможность контроля (ухода) за своими детьми с учетом графика работы в АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева. Также ответчик обязался вновь трудоустроиться в агропромышленную сферу и отработать пять лет.
Согласно справке от 1 июля 2021 г. N 447, выданной АО фирма "Агро-комплекс" им Н.И. Ткачёва, Столярова О.А. с 1 июля 2021 г. по настоящее время работает в АО фирма "Агрокомплекс" им Н.И. Ткачёва в должности кладовщика.
Как следует из показаний допрошенного в суде свидетеля Быковских Л.В, работающей начальником отдела квартирно-правовой вопросов администрации МО Выселковский район и курирующей вопросы, связанные с предоставлением гражданам социальных выплат для строительства (приобретения) жилья, Столярова О.А. согласовала с ней возможность смены работы в связи с возникшими у нее трудными семейными обстоятельствами. При этом, сменив место работы и трудоустроившись в социальную сферу, ответчик продолжила осуществлять свою трудовую деятельность в сельской местности. По настоянию Министерства трудоустроилась обратно в сферу агропромышленного комплекса.
В то же время между Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности края и администрацией МО Выселковский район заключено соглашение N104/20 от 3 июня 2020 г, в пункте 2.2.5 которого указано, что администрация осуществляет мониторинг исполнения получателями социальных выплат условия об осуществлении гражданином не менее пяти лет со дня получения выплаты трудовой или предпринимательской деятельности сельской территории, в которой построено жилье.
На основании уведомления об осуществлении обязательств по использованию социальной выплаты, предоставленной государственной программой РФ "Комплексное развитие сельских территорий" на улучшение жилищных условий, Столяровой О.А. разъяснено, какие условия следует соблюдать получателю социальной выплаты для ее сохранения, в том числе осуществлять не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты трудовую или предпринимательскую деятельность на территории Выселковского района; ежегодно, в течение 2021-2025 годов, в срок до 10 июня предоставлять справки с места работы, датированные июнем текущего года, подписанные работодателем и скрепленные печатью предприятия в администрацию муниципального образования Выселковский район для направления в Министерство в целях осуществления контроля за периодом осуществления трудовой деятельности на территории муниципального образования Выселковский район.
Никаких соглашений между Столяровой О.А. и администрацией муниципального образования Выселковский район либо Столяровой О.А. и Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, которыми были бы определены обязанности ответчика как получателя социальной выплаты, а также детально разъяснены условия сохранения социальной выплаты на случай смены работы, не заключалось. Иного истцом в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Напротив, свидетельскими показаниями подтвержден факт согласования смены места работы Столяровой О.А. с АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева (сфера агропромышленного комплекса) на ГБУЗ "Специализированная психоневрологическая больница" М3 КК (социальная сфера) на территории Выселковского района.
При таких обстоятельствах, учитывая факт расторжения трудового договора с прежним работодателем (18 ноября 2020 г.) до истечения пяти лет со дня предоставление социальной выплаты (16 июня 2020 г.), факт заключения нового трудового договора с другим работодателем в социальной сфере в срок, не превышающий шести месяцев (1 декабря 2020 г.), суд пришел к выводу, что право гражданина на использование социальной выплаты за Столяровой О.А. сохраняется в соответствии с абзацем 3 пункта 6 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, являющимся приложением к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Напротив, иное толкование указанного пункта Правил стороной истца является ошибочным, так как с учетом системного правового регулирования спорных правоотношений, противоречит описанным выше целям государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
Смена работы Столяровой О.А. в июне-июле 2021 года с учетом письменных объяснений ответчика от 18 июня 2021 г, пояснений свидетеля Быковских Л.В. не может рассматриваться как нарушение пункта 6 Положения о предоставлении социальных выплат.
Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные по делу фактические обстоятельства, разрешая по существу спор, возникший между сторонами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворении исковых требований, заявленных Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края к Столяровой О.А.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции указанные выводы находит законными и обоснованными, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Доводы кассационной жалобы, что Столяровой О.А. нарушен пункт 6 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях повторяют позицию истца по делу, основаны на ошибочном толковании правовых норм, являлись предметом обсуждения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не находит.
Приведенные в кассационной жалобе доводы выводов судов не опровергают, по своей сути, сводятся к несогласию заявителя с оценкой представленных доказательств и с постановленными судебными актами.
Указанные доводы кассационной жалобы основанием к отмене судебных постановлений служить не могут, поскольку применительно к положениям статей 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанции или были ими опровергнуты.
При таких обстоятельствах судебная коллегия оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 29 ноября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Н.В. Бетрозова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.