Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фрид Е.К, судей Брянского В.Ю, Грибанова Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Промской Ларисы Павловны к администрации муниципального образования Туапсинский район об установлении границ земельного участка
по кассационной жалобе представителя Промской Л.П. - Серкуш А.И. на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 09 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, выслушав объяснения участника процесса, судебная коллегия
установила:
Промская Л.П. обратилась в суд с иском к администрации МО Туапсинский район об установлении границ земельного участка.
В обоснование иска указано, что Промской Л.П. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения - для ведения садоводства, площадью 1000 кв.м, адрес: "адрес", "адрес" N, с кадастровым номером N.
Граница земельного участка истца не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства. В настоящее время возникла необходимость в установлении границ земельного участка с кадастровым номером с 23 N, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" N.
В связи с чем, в целях уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N кадастровым инженером Паркаевым А.К. подготовлен межевой план от 15 января 2020 года. В заключении кадастрового инженера Паркаева А.К. указано следующее. Ввиду наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах точек границы смежных земельных участков, определенных с точностью не ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения о которых позволяют однозначно определить ее местоположение на шести, согласование со следующим земельным участком не проводилось: от точки "1" до точки "6" N. Границы земельного участка от точки "6" до точки "н4" и от точки "н5" до точки "1" являются смежными с землями общего пользования и не подлежат согласованию в соответствии со ст. Федерального закона "О кадастровой деятельности" от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Межевой план также согласован председателем с/т "Горняк", о чем свидетельствует его подпись и печать. Извещение о согласовании границ земельного участка опубликовано в порядке, предусмотренном ч. 8 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 N 221-ФЗ в газете "Черноморье сегодня" N 127 92607) от 09.11.2019 (стр. N 6). В уточнении местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером N нарушений прав смежных землепользователей нет, что подтверждает акт согласования границ и федеральный план застройки с/т "Горняк" б/н от 25.12.1985г.
Истец обратилась в межмуниципальный отдел по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району, отдел к Туапсинскому району государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация ? Краевое БТИ", управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район, управление имущественных отношений администрации муниципального образования Туапсинский район с заявлениями о предоставлении сведений о наличии документов, определяющих местоположение границ земельного участка с кадастровым номером: N, при его образовании или документов, подтверждающих существование земельного участка на местности пятнадцать и более лет. Данные сведения в вышеперечисленных организациях отсутствуют, что подтверждается письмом управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район; письмом отдела по Туапсинскому району государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Краевая техническая организация - Краевое БТИ" от 5 марта 2021 N 13.41-11/52; уведомлением межмуниципального отдела по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 12 марта 2021 N 33-26-27/21-114; письмом управления имущественных отношений администрации муниципального образования Туапсинский район от 24 февраля 2021 N426/03.1.
Споры по границам земельного участка с кадастровым номером N отсутствуют. Настоящий межевой план подготовлен для обращения в суд для подтверждения существования на местности пятнадцать и более лет границ земельного участка. Таким образом, установление границ земельного участка с кадастровым номером: N, принадлежащего истцу на праве собственности, кроме как в судебном порядке, не представляется возможным.
В дальнейшем, уточнив исковые требования с учетом проведенной по делу судебной экспертизы, истец просил признать правомерными местоположение границ земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 1000кв.м, в соответствии с заключением эксперта N. Указать, что решение суда, является основанием для внесения в ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 1000кв.м, в соответствии с заключением эксперта N.
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 09 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 ноября 2021 года, в удовлетворении исковых требований Промской Л.П. отказано.
В кассационной жалобе представитель Промской Л.П. - Серкуш А.И, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Промской Л.П. - Серкуш А.И. поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить оспариваемые судебные постановления.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Промской Л.П. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1000 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения садоводства, по адресу: "адрес", "адрес" N, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 2 ноября 2019 года.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером N, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
С целью внесения сведений о границах земельного участка истцом проведено межевание земельного участка и в соответствии с межевым планом от 15 января 2020 года установлены границы его земельного участка.
Однако, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 12 января 2021 года было выдано уведомление о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка истца, в связи с тем, что в представленных документах отсутствует сведения о реквизитах документа об утверждении проекта организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан с/т "Горняк", так как документ представлен не из государственного фонда данных.
Также конфигурация (длинны линий), указанная в Генеральном плане застройки с/т "Горняк" для уч. N отличается от конфигурации (длин линий) в представленном межевом плане.
Письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинского района N620/03.2 от 17 марта 2021 года истцу разъяснено, что документов, определяющих местоположение границ земельного участка с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", с/т "Горняк", участок N, при его образовании или документов, подтверждающих существование границ данного земельного участка на местности пятнадцать и более лет в администрации МО Туапсинский район отсутствуют.
По данным Государственного фонда данных, находящегося на хранении в муниципальном отделе по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, сведения о наличии информации в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, документов, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании или документов, подтверждающих существование границ земельного участка, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с/т "Горняк", участок 88, землеустроительная документация в государственном фонде данных, отсутствует.
Согласно ответу ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" отдел по Туапсинскому району N13.41- 11/52 от 5 марта 2021 года сведения о наличии документов, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании или документов, подтверждающих существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет о земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", "адрес" N, с кадастровым номером N, не имеется, в связи с отсутствием инвентаризации объекта.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" площадь и местоположение границ земельного участка являются уникальными характеристиками земельного участка, сведения о которых включаются в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
В силу ч. 9 ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24 июля 2007 при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно п. 10 ст.22 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с п.25 Требований к подготовке межевого плана, если при подготовке межевого плана использованы документы, указанные в п.п.4, 5, 7 и 8 пункта 22 Требований к подготовке межевого плана, копии таких документов включаются в состав приложения к межевому плану. При этом вместо проекта организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан в состав приложение могут быть включены извлечения из данных документов либо копии их отдельных составных частей, в том числе фрагменты графических изображений, содержащихся, в том числе сведения (реквизиты, отметки) об утверждении документа.
Для правильного разрешения спора судом первой инстанции определением от 20 мая 2021 г. была назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Согласно заключению эксперта ИП Авджян А.Р. N308/2021 от 2 июня 2021 года местоположение границы земельного участка с кадастровым номером N, с учетом требований действующего законодательства РФ, не установлено. Сведения ЕГРН содержат лишь адресные данные об исследуемом земельном участке и информацию о правовой площади. Документ, содержащий сведения о местоположении границы исследуемого земельного участка, при его формировании (образовании), согласно сведениям, отраженным в материалах гражданского дела, так же отсутствует.
Сопоставлением сведений о фактической границе земельного участка с кадастровым номером N, с сведениями учтенными в ЕГРН, установлено, что фактическая площадь исследуемого земельного участка с кадастровым номером N, определенная проведенным обследованием, соответствует сведениям о площади учтенным в ЕГРН и составляет 1000, 0 кв.м.; исследуемый земельный участок не пересекает кадастровых границ смежных земельных участков. Не выявлено проведенным обследованием факторов нарушений прав третьих лиц, исследуемый земельный участок не пересекает фактических границ смежных земельных участков.
Сопоставлением сведений о границе земельного участка с кадастровым номером N, отраженным в межевом плане от 15 января 2020 года, составленным кадастровым инженером Паркаевым А.К. с фактической границей, установлено несоответствие: площадь земельного участка, определенная в межевом плане, в размере 940 кв.м, не соответствует фактической площади, составляющей - 1000 кв.м.; граница земельного участка, отображенная в межевом плане, не соответствует местоположению фактической границы (см. Схему N в исследовательской части настоящего заключения).
В связи с тем обстоятельством, что фактическая граница земельного участка с кадастровым номером N не пересекает фактических и кадастровых границ смежных земельных участков, то есть не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, а фактическая площадь исследуемого земельного участка соответствует правовой площади (сведениям учтенным в ЕГРН), уточнение границы земельного участка с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", "адрес" N возможно согласно Схеме N.1. отображенной в приложении к настоящему заключению. Схема содержит сведения о местоположении земельного участка и каталог координат характерных (поворотных) точек границы.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Промской Л.П, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о том, что истцом не предоставлены доказательства, подтверждающие обоснованность требований об установлении месторасположения границ земельного участка с кадастровым номером N площадью 1000 квадратных метров, по адресу: "адрес", "адрес" N.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы нижестоящих судебных инстанций правомерными.
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку нижестоящими судебными инстанциями не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемые судебные постановления отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 09 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Е.К. Фрид
Судьи В.Ю. Брянский
Ю.Ю. Грибанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.