Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Лысенко Е.Н. на вступившие в законную силу постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 15 февраля 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Адыгея от 23 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Лысенко Елены Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 15 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Адыгея от 23 апреля 2021 года, Лысенко Е.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Лысенко Е.Н. просит отменить состоявшиеся в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Гудилина М.А, уведомленная соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче Лысенко Е.Н. жалобы на указанные выше судебные акты, представила возражения, в которых просит оставить судебные акты без изменения.
Изучение в порядке части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Лысенко Е.Н. к административной ответственности) установлена административная ответственность за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Лысенко Е.Н. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили приведенные в обжалуемых судебных актах выводы о том, что 3 февраля 2021 года в 07 часов 58 минут напротив "адрес" в а. Тахтамукай Республики Адыгея Лысенко Е.Н, управляя транспортным средством "Хендай Солярис" с государственным регистрационным знаком N, допустила наезд на припаркованное транспортное средство "Nissan Almera" с государственным регистрационным знаком N, собственником которого является Гудилина М.А, и, в нарушение пункта 2.5 Правил дорожного движения, оставила место дорожно-транспортного происшествия, участником которого она являлась.
Между тем, состоявшиеся по делу судебные акты законными и обоснованными признать нельзя.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно положениям статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела.
В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 данной статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.
Административное расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения в области дорожного движения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (часть 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений части 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в абзаце 3 подпункта "а" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат, процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
При этом абзацем 7 пункта 3 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что в случае, если административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос об его передаче мировому судье.
Таким образом, вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования не влечет обязательность рассмотрения данного дела в районном суде. Это правило определения подсудности применяется лишь в том случае, если административное расследование было фактически проведено.
Из материалов дела следует, что определением инспектора ДПС РДПС N 2 ОБДПС ГИБДД МВД по Республике Адыгея от 3 февраля 2021 года было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено проведение административного расследования (л.д.4).
10 февраля 2021 года инспектором по ИАЗ ОГИБДД ОМВД России по Тахтамукайскому району Республики Адыгея в отношении Лысенко Е.Н. был составлен протокол об административном правонарушении.
Начальником отдела ГИБДД ОМВД России по Тахтамукайскому району 10 февраля 2021 протокол об административном правонарушении и иные материалы дела были переданы в судьей районного суда для рассмотрения (л.д.2).
Дело об административном правонарушении рассмотрено судьей Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея.
Однако, изучение материалов дела об административном правонарушении не свидетельствует о том, что после вынесения 3 февраля 2021 года определения о проведении административного расследования такое расследование фактически проводилось.
Как видно из материалов дела, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования вынесено с целью розыска неустановленного водителя. Между тем, необходимые для установления личности водителя данные - государственный регистрационный номер автомобиля, который совершил дорожно-транспортное происшествие, был сообщен потерпевшим Гудилиной М.А. в день события. После вынесения названного определения должностным лицом ГИБДД составлен только протокол об административном правонарушении и отобрано объяснение у Лысенко Е.Н, Гудилиной М.А. и Баскиной А.А. (л.д.7, 8, 9)
Каких-либо иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление, не проводилось.
Следовательно, административное расследование по данному делу об административном правонарушении фактически не проводилось.
При таких обстоятельствах дело подлежало рассмотрению мировым судьей, поскольку в силу абзаца 6 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях именно к подсудности мирового судьи отнесено рассмотрение дел, указанных, в том числе, в части 2 данной статьи, и не перечисленных в абзацах 1-5 части 3 статьи 23.1 названного Кодекса.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено судьей Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея с нарушением правил подсудности.
Вместе с тем судья районного суда на стадии принятия дела к своему производству не дал надлежащей оценки вышеизложенным обстоятельствам, связанным с соблюдением подсудности настоящего дела, приняв его к своему производству.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года N 623-О-П и от 15 января 2009 года N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Допущенные судьей районного суда при подготовке к рассмотрению дела нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не были устранены судьей вышестоящего суда.
При таких обстоятельствах постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 15 февраля 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Адыгея от 23 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Лысенко Е.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции жалобы Лысенко Е.Н. срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, возобновление производства в целях устранения и восполнения недостатков материалов дела об административном правонарушении невозможно, направление дела на новое рассмотрение недопустимо, то производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу Лысенко Е.Н. удовлетворить.
Постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 15 февраля 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Адыгея от 23 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Лысенко Елены Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Беджашева В.И. N 5-135/2021
судья Верховного Суда РА Тачахов Р.З. N 7-77/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N П16-4309/2021, П16-240/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.