Центральный окружной военный суд в составе председательствующего Иванчикова Д.А., судей Баландина А.Г. и Макарова С.С., при секретаре судебного заседания Човбане И.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-43/2022 по апелляционным жалобам представителя истца Касимовой Т.А. и ответчика Киршина А.В. на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 22 апреля 2022 г., которым частично удовлетворен иск федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации к бывшему военнослужащему филиала указанного военного образовательного учреждения (г. Сызрань) "данные изъяты" Киршину Алексею Владимировичу о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку, Заслушав доклад судьи Иванчикова Д.А., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу решения суда первой инстанции, доводы апелляционных жалоб и поданных представителем истца Касимовой Т.А. возражений, окружной военный суд
установил:
федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации (далее - ВУНЦ ВВС "ВВА") через своего представителя по доверенности Касимову обратилось в Самарский гарнизонный военный суд с иском о взыскании с Киршина в пользу ВУНЦ ВВС "ВВА" денежных средств федерального бюджета в размере 1 396 100 руб. 25 коп, затраченных на его военную и специальную подготовку в период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с отчислением ответчика из указанного образовательного учреждения по недисциплинированности. Названный иск был принят к производству суда и по нему возбуждено гражданское дело.
Определением Самарского гарнизонного военного суда от 10 февраля 2022 г. указанное гражданское дело передано по подсудности в Саратовский гарнизонный военный суд.
По результатам рассмотрения вышеуказанного иска 22 апреля 2022 г. Саратовским гарнизонным военным судом принято решение о его частичном удовлетворении.
Суд взыскал с Киршина в пользу ВУНЦ ВВС "ВВА" денежные средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку, в размере 1 000 000 руб, а также государственную пошлину в размере 10 874 руб. в доход муниципального образования "Город Саратов", от уплаты которой истец освобожден.
В удовлетворении остальной части требований ВУНЦ ВВС "ВВА" судом было отказано.
Не согласившись с таким решением суда, представитель истца Касимова и ответчик Киршин подали апелляционные жалобы.
В обоснование апелляционной жалобы представитель ВУНЦ ВВС "ВВА" Касимова, ссылаясь на положения п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", п. 6 Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, утвержденной постановлением Правительства РФ от 25 июня 2007 г. N 402, указывает на то, что ответчик при заключении контракта о прохождении военной службы добровольно дал обязательство о возмещении затраченных на его обучение денежных средств, при этом размер суммы возмещения не оспаривал.
По мнению Касимовой, уменьшение размера суммы возмещения вреда в силу ст. 309, 310 ГК РФ недопустимо.
В заключение жалобы представитель истца обращает внимание, что гарнизонным военным судом в оспариваемом решении неправильно применены нормы материального права, а именно: применен по аналогии Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих", не подлежащий применению, в связи с чем просит его отменить как необоснованное и принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.
В своей апелляционной жалобе ответчик Киршин просит оспариваемое решение изменить в связи с нарушением норм материального права, снизив взыскиваемую сумму до 400 000 руб. В обоснование жалобы он отмечает, что судом первой инстанции не приведено в решении ни одного расчета суммы возмещения и не указано, на основании каких доказательств он пришел к выводу о необходимости взыскания заявленной истцом суммы. При этом суд оставил без внимания то обстоятельство, что за время обучения в военном образовательном учреждении не проводились практические занятия с использованием вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и не использовались боеприпасы и горюче-смазочные материалы, однако в общую сумму расходов включена стоимость износа основных средств и стоимость расхода материальных запасов. По мнению ответчика, текущее значение подлежащей возмещению суммы определяется с помощью включенной в контракт фиксированной суммы на основании формулы, установленной в Методике, утвержденной постановлением Правительства РФ от 25 июня 2007 г. N 402.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика Киршина представитель ВУНЦ ВВС "ВВА" Касимова указывает на несостоятельность содержащихся в ней доводов и просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.
Рассмотрев гражданское дело, обсудив доводы апелляционных жалоб и поступивших возражений представителя истца Касимовой, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение основано на правильном применении норм материального и процессуального права.
Так, по делу на основании представленных суду документов объективно установлено и не оспаривается сторонами, что приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N с ДД.ММ.ГГГГ Киршин из числа военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера, зачислен на первый курс в филиал ВУНЦ ВВС "ВВА" (г. Сызрань) для обучения по военной специальности "Применение подразделений армейской авиации" и назначен на воинскую должность курсанта.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство обороны РФ в лице начальника филиала ВУНЦ ВВС "ВВА" (г. Сызрань) заключило с ответчиком контракт о прохождении военной службы на период освоения в военно-учебном заведении образовательной программы высшего образования и 5 лет военной службы после получения высшего образования на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера. При этом согласно п. 2 контракта Киршин взял на себя обязательство возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в размере, выраженном в фиксированном значении, 620 489 руб. в год.
Каких-либо неясностей контракт не содержит, оформлен в установленном порядке. С указанной суммой ответчик при подписании контракта согласился, после проходил обучение в военном образовательном учреждении именно на данных условиях; действия командования, связанные с заключением контракта, не оспаривал.
В соответствии с приказом начальника ВУНЦ ВВС "ВВА" от ДД.ММ.ГГГГ N Киршин отчислен от обучения по недисциплинированности и уволен с военной службы в запас на основании пп. "ж" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть в связи с отчислением из военно-учебного заведения. Согласно приказу начальника филиал ВУНЦ ВВС "ВВА" (г. Сызрань) от ДД.ММ.ГГГГ N он исключен из списков личного состава филиала с этой же даты.
Стоимость средств федерального бюджета, затраченных на обучение Киршина, составила 1 396 100 руб. 25 коп.
Согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при зачислении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования заключают новый контракт о прохождении военной службы.
В силу требований п. 7 этой же статьи указанного Федерального закона граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования в том числе за недисциплинированность, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством РФ. При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условие о возмещении средств, указанных в этом пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 402 утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, в соответствии с п. 6 которой размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств. Расчет фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств осуществляется до 1 июля года, в котором военнослужащим заключен контракт, по данным года, предшествовавшего заключению контракта.
При этом согласно пп. "а" п. 7 этой же Методики с момента заключения военнослужащим контракта о прохождении военной службы возмещение средств, затраченных на его военную или специальную подготовку, производится с начала обучения, то есть с первого курса.
Исходя из пп. "б" п. 5 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237, и приложения N 1 к Положению, в типовую форму контракта о прохождении военной службы включается условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку гражданина, обучающегося в военном образовательном учреждении профессионального образования, в случаях, предусмотренных Федеральным законом, с указанием размера подлежащих возмещению денежных средств.
В силу п. 7.1 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы при заключении контрактов с гражданами, обучающимися в военно-учебных заведениях (поступающими в них), этим гражданам разъясняются порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, включаемых в контракты, и состав расходов, исходя из которых определяется размер указанных средств.
Таким образом, возмещение средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, является разновидностью финансовой ответственности военнослужащих, обучавшихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, перед государством.
Системное толкование приведенных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод, что обязанность по возмещению затрат федерального бюджета на военную или специальную подготовку в определенных законом случаях может быть возложена на граждан, с которыми заключен контракт о прохождении военной службы.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства и правовые нормы, гарнизонный военный суд, вопреки доводам жалоб, пришел к обоснованному выводу о том, что Киршин обязан возместить затраты федерального бюджета на военную или специальную подготовку.
Доводы апелляционной жалобы ответчика Киршина являются несостоятельными в связи со следующим.
В соответствии с абз. 1-3 п. 6 Методики размер подлежащих возмещению средств, включаемых в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств, которое, в свою очередь, представляет собой отношение суммы всех расходов военной образовательной организации, произведенных для выполнения квалификационных требований и штатной численности курсантов.
Таким образом, при исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку ответчика, следует принять во внимание размер фиксированного значения суммы, указанной в заключенном им контракте о прохождении военной службы по военной специальности и равной 620 489 руб. в год.
В соответствии с копией расчета начальника финансово-экономической службы - главного бухгалтера, затраты за 2 года 3 месяца обучения Киршина в филиале ВУНЦ ВВС "ВВА" (г. Сызрань), исходя из размера фиксированного значения суммы, установленного контрактом, составили 1 396 100 руб. 25 коп. Указанный расчет был проверен судом первой инстанции и обоснованно принят во внимание как допустимое доказательство по делу, так как соответствует Методике, произведен с учетом фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств, включенного в контракт, и не опровергнут ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ иными средствами доказывания.
При таких обстоятельствах вывод гарнизонного военного суда об обязанности Киршина возместить средства за обучение в указанном размере, вопреки доводам жалоб, является правильным.
Мнение ответчика о том, что из суммы, подлежащей взысканию с него, следует вычесть стоимость вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы, боеприпасов и горюче-смазочные материалов, которые им не использовались во время обучения, является ошибочным, поскольку такой принцип противоречит вышеназванным требованиям пп. "а" п. 7 Методики и положениям действующего законодательства.
Вместе с тем, вопреки мнению представителя истца Касимовой, учитывая значимость взыскиваемой с Киршина денежной суммы и его материальное положение, которое было подтверждено представленными им доказательствами, гарнизонный военный суд, обоснованно применив ч. 3 ст. 11 ГПК РФ и ст. 11 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", пришел к выводу о необходимости снижения размера взыскиваемой суммы.
Иные доводы апелляционных жалоб не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные гарнизонным военным судом, и основаны на ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые поставили бы под сомнение законность принятого судом первой инстанции решения, вопреки доводам апелляционных жалоб, по делу не допущено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции и, вопреки доводам апелляционных жалоб, констатирует его законность и обоснованность.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 199, 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, Центральный окружной военный суд
определил:
решение Саратовского гарнизонного военного суда от 22 апреля 2022 г. по гражданскому делу N 2-43/2022 по иску федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации к бывшему военнослужащему филиала указанного военного образовательного учреждения (г. Сызрань) "данные изъяты" Киршину Алексею Владимировичу о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку, оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя истца Касимовой Т.А. и ответчика Киршина А.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационный военный суд через Саратовский гарнизонный военный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
"Согласовано"
Судья Центрального окружного военного суда (ПСП) Д.А. Иванчиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.