Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 сентября 2005 г. N Ф03-А73-/05-1/2640
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу объединенного военного комиссариата г. Амурска на решение от 20.04.2005 по делу N А73-1328/2005-25 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к объединенному военному комиссариату г. Амурска, Финансовому управлению администрации г. Амурска с Амурским районом, 3-е лицо: Министерство обороны РФ о взыскании 74001 руб. 70 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2005. Полный текст постановления изготовлен 20.09.2005.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к объединенному военному комиссариату г. Амурска (далее - военкомат), Финансовому управлению администрации г. Амурска с Амурским районом о взыскании 74001 руб. 70 коп. задолженности за потребленную в период с 01.11.2004 по 31.12.2004 тепловую энергию по договору от 20.02.2004 N 556.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство обороны РФ. Впоследствии по ходатайству истца Министерство обороны РФ привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Решением от 20.04.2005 иск удовлетворен за счет объединенного военного комиссариата г. Амурска на основании ст. 309 ГК РФ, а при отсутствии или недостаточности у него денежных средств денежные средства подлежат взысканию с Министерства обороны РФ как с субсидиарного должника согласно ст. 120 ГК РФ. В иске к Финансовому управлению администрации г. Амурска с Амурским районом отказано на том основании, что частичное финансирование военкомата в 2004 году не может служить основанием для взыскания стоимости энергии в полном объеме с Финансового управления, поскольку отсутствуют доказательства выделения ему из федерального бюджета денежных средств на финансирование мероприятий по обороне.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе военкомат просит решение от 20.04.2005 отменить, приняв новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель привел доводы о неправильном применении судом п. 3 ст. 120 ГК РФ, Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 15.10.1999 N 1372.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Представители участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив законность решения от 20.04.2005, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым его отменить в части взыскания задолженности с Министерства обороны РФ по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.02.2004 между ОАО "Хабаровскэнерго" и объединенным военным комиссариатом г. Амурска (абонент) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде, по которому истец обязался подавать тепловую энергию, а абонент - оплачивать принятую тепловую энергию в порядке, сроки и размере, предусмотренных договором.
Предъявленные истцом к оплате счета-фактуры за потребленную в ноябре-декабре 2004 года теплоэнергию оплачены военкоматом частично, в связи с чем образовалась задолженность на общую сумму 74001 руб. 70 коп., что послужило основанием для обращения ОАО "Хабаровскэнерго" в арбитражный суд с настоящим иском.
Спора по количеству потребленной военкоматом тепловой энергии и ее стоимости не имеется.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона.
Поскольку военкомат является стороной по договору от 20.02.2004 N 556, обязанной в силу ст.ст. 309, 539, 544 ГК РФ и п. 1.1 договора оплачивать принятую энергию, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца, взыскав неоплаченную стоимость энергии с абонента.
Предусмотренная Положением о военных комиссариатах обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления обеспечивать частичное финансирование деятельности военкоматов не освобождает объединенный военный комиссариат г. Амурска как сторону договора от исполнения принятых на себя обязательств.
Судом установлено, что Финансовым управлением администрации г. Амурска с Амурским районом в 2004 году производилось частичное финансирование военкомата на оплату потребления тепловой энергии.
Поскольку в соответствии с п. 20 Положения о военных комиссариатах оплата коммунальных услуг, оказанных военкоматам, возложена на органы местного самоуправления совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то судом сделан правильный вывод об отсутствии оснований для взыскания долга военкомата в полном объеме с Финансового управления администрации г. Амурска с Амурским районом. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации к участию в деле не привлекались.
Вместе с тем решение от 20.04.2005 в части взыскания задолженности при недостаточности средств у военкомата с Министерства обороны РФ в порядке субсидиарной ответственности принято с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с п. 2 Положения о военных комиссариатах военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных округах и равных им административных образованиях и входят в состав военных округов, на территории которых они находятся.
В свою очередь, согласно п.п. 1, 2 Положения о Министерстве обороны РФ данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти и органом Управления Вооруженными Силами РФ.
В соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Исходя из изложенного, собственником имущества военного комиссариата является Российская Федерация.
Между тем требований к Российской Федерации по настоящему делу ОАО "Хабаровскэнерго" не предъявляло и Российская Федерация к участию в деле в качестве ответчика не привлекалась. Тот факт, что Министерство обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета по вопросам финансирования расходов на оборону, не дает оснований для взыскания с него задолженности военкомата без привлечения Российской Федерации к участию в деле в качестве ответчика, интересы которого может представлять Министерство обороны РФ в силу ст. 125 ГК РФ.
При таких обстоятельствах решение в части взыскания задолженности при недостаточности денежных средств у основного должника с Министерства обороны РФ подлежит отмене на основании частей 1, 2 ст. 288 АПК РФ с принятием нового судебного акта об отказе в иске к указанному ответчику.
Государственная пошлина по кассационной жалобе, в уплате которой военкомату предоставлена отсрочка, в соответствии со ст. 110 АПК РФ относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 20.04.2005 по делу N А73-1328/2005-25 Арбитражного суда Хабаровского края в части взыскания с Министерства обороны РФ в пользу ОАО "Хабаровскэнерго" долга в сумме 74001 руб. 70 коп. отменить. В иске к Министерству обороны РФ отказать. В остальном решение от 20.04.2005 оставить без изменения.
Взыскать с объединенного военного комиссариата г. Амурска в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 сентября 2005 г. N Ф03-А73-/05-1/2640
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании