Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 мая 2005 г. N Ф03-А73/05-1/1367
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчиков: Министерство финансов РФ: Гоц А.А. - специалист по доверенности б/н от 27.01.2005; Министерство финансов Хабаровского края: Тимошенко С.Н. - консультант по доверенности N 19-11/2395 от 02.12.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на постановление от 01.02.2005 по делу N А73-2954/2004-28 (АИ-1/2/05-8) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску муниципального унитарного предприятия "Производственный жилищный ремонтно-эксплуатационный трест N 2" к Министерству финансов Российской Федерации третье лицо: Финансовое управление Администрации города Комсомольска-на-Амуре о взыскании 478262 руб. 03 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2005 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Производственный жилищный ремонтно-эксплуатационный трест N 2" (далее - МУП "ПЖРЭТ N 2") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края о взыскании на основании статьи 10 ФЗ "О ветеранах" неполученных доходов в сумме 478262 руб. 03 коп., возникших при обслуживании жилья ветеранов в апреле - декабре 2001 года.
Определением от 25.05.2004 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РФ (далее - Минфин РФ), и в качестве третьего лица без самостоятельного требования на предмет спора (на стороне ответчика) - Финансовое управление Администрации г. Комсомольска-на-Амуре (далее - Финуправление).
До рассмотрения судом дела по существу истец уменьшил сумму иска до 422257 руб. 50 коп.
Решением от 02.12.2004 исковое требование удовлетворено в уточненном размере за счет Казны Хабаровского края со ссылками на предоставление Минфином РФ при исполнении ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" для компенсации расходов на предоставление льгот ветеранам 81639000 руб. и денежных средств в сумме 2260836000 руб. на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.02.2005 решение суда отменено в виду отсутствия доказательств передачи из федерального бюджета Хабаровскому краю целевых денежных средствах в объеме, необходимом для реализации ФЗ "О ветеранах".
Законность данного судебного акта проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ.
Соответчик просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, так как считает, что законодательство не предусматривает выделение из федерального бюджета целевым назначениям финансовых средств субъектам РФ и источником финансирования спорных льгот в 2001 году являлся региональный бюджет.
Соответствующие расходы Хабаровского края, согласно жалобе, возмещались из Фонда компенсаций полностью, а также предоставлено на выравнивание бюджетной обеспеченности 2260836000 руб. по действующей методике и утвержден норматив отчислений налога на доход физических лиц в размере 99% от полученной суммы, из которых 15% направлялось субъектом РФ на реализацию льгот ветеранам.
В кассационной жалобе заявитель сослался, кроме того, на судебную практику Конституционного Суда РФ и на уклонение органов государственной власти Хабаровского края от выполнения своих собственных полномочий.
В отзыве на кассационную жалобу финансовый орган местной администрации просит оставить в силе постановление апелляционной инстанции, так как вступившее в законную силу решение Хабаровского краевого суда от 20.12.2001 N 3-216/02 признало недействительным Постановление Главы Администрации Хабаровского края от 03.05.2000 N 150 и пункты 1.2.4, 1.2.7 утвержденного данным постановлением Положение, касающимся финансированием льгот.
В настоящем судебном заседании представитель заявителя кассационную жалобу поддержал в полном объеме, а представитель Министерства финансов Хабаровского края жалобу отклонил.
Другие стороны, надлежаще уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в рассмотрении кассационной жалобы не участвовали.
При проверке законности обжалованного судебного акта установлено, что он не подлежит отмене по следующим основаниям.
Спор возник в связи с предоставлением истцом в апреле - декабре 2001 года гражданам - ветеранам льгот по оплате коммунальных услуг на сумму 422257 руб. 50 коп. (с учетом уточнения иска).
Факты оказания коммунальных услуг ветеранам на эту сумму (в размере 50% от их стоимости) истец подтверждает реестрами граждан - льготников, справками этих граждан (ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов войны, государственной службы, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов труда), выданными им органами социальной защиты населения.
В данных реестрах отражены адреса граждан - льготников, номера документов, на основании которых предоставлялись льготы (со скидкой 50%) и предоставленных истцом льгот.
Факты предоставления коммунальных услуг в заявленном истцом объеме по данному делу не оспариваются.
Удовлетворяя иск за счет казны Хабаровского края, суд первой инстанции исходил из того, что из федерального бюджета этому субъекту РФ перечислены все денежные средства, запланированные в 2001 на федеральном уровне на финансирование спорных расходов.
Выводы суда апелляционной инстанции о наличии вины Министерства финансов РФ по данному делу связаны с тем, что указанный объем финансирования не компенсировал истцу спорные расходы.
Выводы апелляционной инстанции об отсутствии доказательств передачи Хабаровскому краю в 2001 году (или в последующих периодах) денежных средств в сумме, необходимой для компенсации понесенных расходов, заявитель кассационной жалобы не оспаривает.
Доводы соответчика о том, что действующим законодательством (ст. 10 ФЗ "О ветеранах") предусмотрено не финансирование льгот из федерального бюджета, а лишь компенсация соответствующих расходов субъектов РФ, апелляционной инстанцией отклонены также правомерно, так как по состоянию на 30.03.2004 предоставление требуемой истцу суммы компенсации выпадающих доходов, а следовательно, передачи Хабаровскому краю как бюджетополучателю, в установленном законом порядке, то есть целевым назначением, не доказано.
Ссылка Минфина РФ на то, что в соответствии с действующей Методикой расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2001 год в край передан 2260836000 руб. на реализацию ФЗ "О ветеранах" не может приниматься во внимание, так как данная дотация предоставлена на иные цели, не связанные с осуществлением государственных полномочий, то есть на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, но нецелевое использование и этих средств соответчиком также не доказано.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 01.02.2005 апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-2954/2004-28 (АИ-1/2/05-8) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 мая 2005 г. N Ф03-А73/05-1/1367
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании