Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 октября 2005 г. N Ф03-А51/05-1/2951
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 18.03.2005, постановление от 16.06.2005 по делу N А51-16656/04 22-324 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" к Государственному учреждению здравоохранения "Медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв", Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 49037,86 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 4 октября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2005 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Государственному учреждению здравоохранения "Медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв", Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 49037,86 руб., составляющих убытки от предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате услуг отопления и горячего водоснабжения в период 01.08.2003 по 31.12.2003 в соответствии с Законом РФ от 22.07.1993 N 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".
Решением от 18.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.06.2005, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом РФ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", выделялись не в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу решением от 18.03.2005, постановлением апелляционной инстанции от 16.06.2005, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Указывает на Постановление Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении правил предоставления бюджетам Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, истец на основании Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" в период с 01.08.2003 по 31.12.2003 предоставил отдельной категории граждан льготы по оплате услуг отопления и горячего водоснабжения.
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 49037,86 руб., составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" устанавливает право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, проживающим в сельской местности и рабочих поселках. При том указанное жилье предоставляется местной администрацией, либо предприятием, учреждением, организацией, в которых работают указанные специалисты.
Согласно Постановлению правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", Приказу Министерства финансов РФ от 25.07.2003, реализация законов в части предоставления льгот осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом на соответствующий год.
Как установлено судом, в 2003 году из федерального бюджета поступило субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан на сумму 52621,9 тыс. руб., из которых 52463 тыс. руб. распределены между муниципальными образованиями.
Из краевого бюджета на оплату льгот по коммунальным услугам ГУЗ "Медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв" получено 96332 руб.
Указанные средства в полном объеме переданы на оплату услуг организаций, предоставивших льготу работникам учреждения по оплате за наем и отопление квартир, в том числе КГУП "Примтеплоэнерго" 24361,69 руб.
Так, согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах и порядке организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Постановлением Правительства от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса РФ расходы на обеспечение реализации решений федеральных органов власти, приведших к увеличению бюджетных расходов других уровней, а также обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, финансируются исключительно из федерального бюджета.
Судом правомерно установлено, что поступившие из федерального бюджета средства на реализацию льгот рассматриваемой категории граждан распределены субъектом в полном объеме по муниципальным образованиям для погашения задолженности перед предоставившими льготные услуги предприятиями и доказательств нецелевого использования субъектом средств федерального бюджета не представлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 18.03.2005, постановление апелляционной инстанции от 16.06.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-16656/04 22-324 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 октября 2005 г. N Ф03-А51/05-1/2951
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании