Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 октября 2005 г. N Ф03-А51/05-1/2854
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Юн А.В. - юрисконсульт по доверенности N 356 от 27.12.04, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 29.03.2005, постановление от 01.06.2005 по делу N А51-16901/04 13-3 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Администрации муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского района, Администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 417677 руб. 25 коп.
Резолютивная часть постановления от 18 октября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2005 года.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского района, администрации Приморского края, департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 417677 руб. 29 коп., составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением инвалидам и ветеранам льгот по оплате электроэнергии, в период 2002-2003 годов.
В заседании суда истец увеличил сумму иска до 419603 руб. 42 коп. в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 29.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.06.2005, исковые требования удовлетворены в полном объеме. С казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взысканы убытки в сумме 419605 руб. 42 коп. со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", выделялись не в полном объеме.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю.
По мнению заявителя, взыскание убытков с казны Российской Федерации неправомерно, так как истец не представил доказательства, что жилищный фонд, в котором проживают льготные категории граждан, относится к федеральной собственности.
Также, указывает на то, что постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 утвержден порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и ФЗ "О ветеранах", которые устанавливают, что расходование предоставленных субсидий осуществляется органами соцзащиты населения субъектов РФ, муниципальных образований, и другими получателями бюджетных средств на выплату денежных компенсаций инвалидам.
Так же сослался на другие основания для признания судебных актов незаконными.
Представитель истца с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и просил судебные акты оставить в силе. Другие представители сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явились.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Между ФГУП "Дальневосточная железная дорога" (ныне ОАО "Российские железные дороги") и Администрацией муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского района заключен договор от 27.12.2003 N 7, в соответствии с условиями которого администрация приняла на себя обязательство по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов в 2002-2003 годах, по оплате за электроэнергию за счет средств Фонда компенсаций.
В 2002-2003 годы ОАО "Российские железные дороги" в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предоставляло гражданам, проживающим в муниципальном образовании г. Уссурийске и Уссурийском районе, льготы по оплате за электроэнергию, что подтверждается имеющимися в деле документами.
Ввиду невозмещения данных расходов на общую сумму 419603 руб. 42 коп., истцом предъявлен настоящий иск.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и статья 10 ФЗ "О ветеранах" предусматривают предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Согласно пункту 16 постановления Правительства РФ N 401 от 27.07.1996 льготы по оплате коммунальных услуг возмещаются по муниципальному жилищному фонду и находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации в порядке, установленном субъектами и органами местного самоуправления.
В соответствии с ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 обязательства по социальной защите населения, установленные Федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Судом установлено, согласно статьи 24 Закона Приморского края от 26.11.2001 N 174-КЗ "О краевом бюджете на 2002 год" предусмотрено распределение средств, поступающих из Фонда компенсаций, на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в сумме 160752 тыс. руб., в том числе МО г. Уссурийска и Уссурийского района - 59219 тыс. руб. Муниципальным образованием денежные средства получены и распределены по целевому назначению на основании Краевого закона "Об исполнении краевого бюджета за 2002 год" N 68-КЗ от 12.08.2003.
Судом также установлено, что денежные средства, поступившие из Фонда компенсаций федерального бюджета на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в 2003 году и предусмотренные в соответствующий период в бюджете Приморского края на реализацию ФЗ "О ветеранах" направлены субъектом РФ по назначению, вместе с тем не обеспечили потребность муниципальных образований в финансировании на представление рассматриваемых льгот.
Доказательств нецелевого использования субъектом данных средств в деле не имеется.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили субъект РФ финансовыми средствами в полном объеме для реализации Федеральных законов, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Уссурийска и Уссурийского района, то арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно статьям 16, 1069 ГК РФ.
В соответствии со ст. 125 ГК РФ гражданская правоспособность Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований осуществляется через их органы в соответствии с компетенцией последних.
В силу ст. 1071 ГК РФ в случае, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган.
Исходя из указанных норм, норм статьи 1069 Гражданского кодекса РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 ответчиками по делам о возмещении убытков, возникших по вине Российской Федерации, выступает Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.
В связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы о незаконном взыскании денежных средств с Минфина РФ являются несостоятельными.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 29.03.2005 и постановление от 01.06.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-16901/04 13-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 октября 2005 г. N Ф03-А51/05-1/2854
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании