Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 мая 2004 г. N Ф03-А73/04-2/984
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "А" - Погребняк С.Н юрист по доверенности от 01.01.2004 N 2, от: Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г. Хабаровска - начальник юридического отдела Пименова Е.В. по доверенности от 31.12.2003 N 03/11240, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "А" на решение от 26.01.2004 по делу N А73-12242/2003-14 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "А" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г. Хабаровска о признании недействительными решения N 10-18/113 и требования N 613 от 11.11.2003.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2004 года.
Общество с ограниченной ответственностью "А" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными решения N 10-18/113 и требования N 613 от 11.11.2003 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г. Хабаровска (далее - Инспекция; налоговый орган).
Решением суда от 26.01.2004 требования заявителя удовлетворены частично. Судом признано недействительным требование Инспекции N 613 ввиду уплаты Обществом налога на пользователей автомобильных дорог до направления оспариваемого требования.
В остальной части заявление Общества оставлено без удовлетворения, так как обязанность по уплате указанного выше налога отменена только с 01.01.2003.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда, ООО "А" заявило кассационную жалобу, поддержанную в суде кассационной инстанции его представителем. В обоснование доводов жалобы Общество указывает на неправомерное применение к спорным правоотношениям норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", которые регулируют бюджетные правоотношения. Кроме того, заявитель находит ошибочными выводы суда о наличии у него обязанности по уплате в сентябре-декабре 2002 года налога на пользователей автомобильных дорог, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, в частности: Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 110-ФЗ), которым был исключен подпункт "м" пункта 1 статьи 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также статьи 5 Налогового кодекса РФ.
Инспекция отзыв на кассационную жалобу не представила, но ее представитель в судебном заседании кассационной инстанции против удовлетворения кассационной жалобы ООО "А" возражала, просила оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены принятого им решения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО "А" своевременно исчислило и уплатило в бюджет налог на пользователей автомобильных дорог за 2002 год, в том числе за сентябрь-декабрь 2002 года в сумме 16460438 руб. В октябре 2003 года Обществом поданы дополнительные налоговые декларации за 9 месяцев 2002 года и за 2002 год, в которых сумма названного выше налога за период с сентября по декабрь 2002 года исключена.
Инспекцией по указанным налоговым декларациям проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой принято решение от 11.11.2003 N 10-18/113, констатирующее неправомерность уменьшения Обществом данного налога. Вместе с тем, налоговым органом отказано в привлечении юридического лица к налоговой ответственности в связи с имеющейся у последнего переплатой по налогу, но с начислением налога в сумме 16460438 руб. по лицевому счету налогоплательщика.
Одновременно Инспекцией ООО "А" направлено требование N 613 об уплате налога на пользователей автомобильных дорог в названной выше сумме в бюджет до 01.12.2003.
ООО "А", считая решение Инспекции и требование об уплате налога не соответствующими Налоговому кодексу РФ, оспорил их в арбитражный суд.
Отклоняя доводы Общества, суд пришел к обоснованному выводу о том, что налог на пользователей автомобильных дорог и соответствующая обязанность по его уплате в бюджет в силу статей 9, 21 Федерального закона N 110-ФЗ отменены только с 01.01.2003.
Согласно статье 2 упомянутого Федерального закона, подпункт "м" "налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом актами о дорожных фондах в Российской Федерации" пункта 1 статьи 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" исключен.
При этом статья 5 Закона РФ "О дорожных фондах Российской Федерации", посвященная налогу на пользователей автомобильных дорог и устанавливающая правовое содержание его элементов, исключена в соответствии со статьей 9 Федерального закона N 110-ФЗ, которая, как следует из статьи 21 этого же Закона, вступает в силу не по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона N 110-ФЗ, а с 1 января 2003 года.
Таким образом, налог на пользователей автомобильных дорог подлежал уплате до конца 2002 года и только с 01.01.2003 был отменен.
Указанная правовая позиция подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 05.02.2004 N 69-О.
Поскольку налог, уплаченный ООО "А", в том числе за сентябрь-декабрь 2002 года, был уменьшен Инспекцией по лицевому счету налогоплательщика в связи с подачей последним уточненных налоговых деклараций, то восстановление этого налога по оспариваемому решению налогового органа не противоречит приведенным выше нормам права.
При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод об отсутствии оснований для возврата налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 16460438 руб., начисленного по решению Инспекции от 11.11.2003 N 10-18/113, и, соответственно, для признания указанного решения недействительным.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба ООО "А" подлежит отклонению.
В остальной части решение суда не оспаривается лицами, участвующими в деле, что подтвердили в судебном заседании кассационной инстанции и их представители.
Выводы суда о несоответствии требования Инспекции от 11.11.2003 N 613 статье 69 Налогового кодекса РФ являются правильными, так как требование об уплате налога может быть направлено налогоплательщику только при наличии у последнего недоимки.
Как установлено судом, Обществом спорная сумма уплачена до выставления требования. Следовательно, правовых оснований для направления данного требования не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 26.01.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-12242/2003-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 мая 2004 г. N Ф03-А73/04-2/984
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании