Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 ноября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/3354
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Минфина РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 19.07.2005 по делу N А04-2900/05-11/125 Арбитражного суда Амурской области, по иску Белогорской квартирно-эксплуатационной части к Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области, 3-и лица: Администрация г. Белогорска, Финансовое управление администрации г. Белогорска, Финансовый департамент администрации Амурской области о взыскании 303604,65 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2005. Полный текст постановления изготовлен 22.11.2005.
Белогорская квартирно-эксплуатационная часть обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов РФ о взыскании 303604 руб. убытков, связанных с предоставлением гражданам в 2004 году установленных федеральным законодательством льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Третьими лицами к участию в деле привлечены Администрация г. Белогорска, Финансовое управление администрации г. Белогорска, Финансовый департамент Администрации Амурской области.
Определением суда от 22.06.2005 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление социальной защиты населения администрации г. Белогорска.
Решением арбитражного суда от 19.07.2005 требования истца удовлетворены в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ, который просит его отменить.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что решение суда принято без учета обстоятельства финансирования истца Российской Федерацией, как собственником учреждения через главного распорядителя бюджетных средств - Министерства обороны РФ. По его мнению, настоящий иск фактически является предъявлением требования об обязании собственника выделить подведомственному учреждению дополнительные денежные средства, что не соответствует действующему законодательству. Обращает внимание, не то, что судом не исследован вопрос о фактическом финансировании истца из средств федерального бюджета главным распорядителем - Министерством обороны РФ.
В судебном заседании кассационной инстанции представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте его проведения, участия не принимали.
При проверке законности решения суда оснований для его отмены либо изменения не установлено, в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, истец, основным предметом деятельности которого является эксплуатация жилищного фонда и объектов коммунального назначения, в период с 01.01.2004 по 31.01.2004 в силу Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", Указа Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" и во исполнение договоров о возмещении расходов, заключенных с Администрацией г. Белогорска б/н от 09.01.2004, N 6 от 28.01.2004, N 11 от 28.01.2004, N 10 от 20.04.2004 предоставил гражданам льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Требование о взыскании 303604,65 руб. возникло в связи с невозмещением истцу его расходов на указанную сумму.
Объем и стоимость услуг, предоставленных истцом указанной категории льготников в спорном периоде по настоящему делу не оспариваются и подтверждаются приобщенными к материалам дела счетами-фактурами, актами сверки взаиморасчетов, составленными с участием Управления социальной защиты населения администрации г. Белогорска.
При рассмотрении дела суд правомерно исходил из Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", Указа Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установивших такие льготы, и обоснованно установил источник их финансирования - федеральный бюджет, что соответствует ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 04.07.2003 и последующих).
Судом также исследованы объемы финансирования Амурской области из федерального бюджета в 2004 году на соответствующие цели и объемы компенсаций местному бюджету и сделан правильный вывод о том, что в спорный период финансирование на реализацию льгот, установленных Указом Президента "О мерах по социальной поддержке семей" и Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов" из федерального бюджета не осуществлялось, а на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" - осуществлялось в недостаточном объеме.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня за нижестоящими уровнями власти (бюджетами), только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также установлен запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Со ссылкой на вышеперечисленные нормативно-правовые акты, при установленных обстоятельствах обеспечения из федерального бюджета полномочий по исполнению федеральных законов, установивших отдельным гражданам льготы, суд правомерно принял решение о возмещении расходов истца, связанных с их предоставлением, за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Доводы заявителя о неисследовании судом обстоятельств финансирования истца на указанные цели через главного распорядителя бюджетных средств - Министерство обороны РФ необоснованы, поскольку доказательств такого финансирования заявителем не представлено. Кроме того, законодательством, установившим рассматриваемые льготы, не предусмотрен такой порядок финансирования, а установлено финансирование льгот из федерального бюджета в бюджеты субъекта и муниципального образования в порядке межбюджетных отношений.
Таким образом, решение суда принято с соблюдением норм процессуального права и норм материального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.07.2005 по делу N А04-2900/05-11/125 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 ноября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/3354
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании