Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 декабря 2005 г. N Ф03-А59/05-1/4359
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Сахалинской области на решение от 27.04.2005, постановление от 30.08.2005 по делу N А59-4029/04-С8 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Муниципального унитарного предприятия "Жилищный производственно-эксплуатационный трест" к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Управлению социальной защиты населения г. Южно-Сахалинска, администрации МО г. Южно-Сахалинск, Финансовому управлению администрации МО г. Южно-Сахалинск, Департаменту здравоохранения и социального развития администрации г. Южно-Сахалинска, 3-и лица: Департамент социальной защиты населения Сахалинской области, МУ "Хозрасчетный расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей" и ООО "Программы учета", о взыскании 110702949 руб. 74 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2005 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищный производственно-эксплуатационный трест" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Управлению социальной защиты населения г. Южно-Сахалинска, администрации МО г. Южно-Сахалинск, Финансовому управлению администрации МО г. Южно-Сахалинск, Департаменту здравоохранения и социального развития администрации г. Южно-Сахалинска о взыскании 110702949 руб. 74 коп., составляющих убытки от предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных федеральными законами для ветеранов, инвалидов, реабилитированных.
Определением суда от 21.09.2004 заявленные истцом требования разъединены в отдельные производства.
До вынесения решения истец неоднократно уточнял размер исковых требований, в итоге просил взыскать за счет средств областного бюджета 229043,45 руб., за счет средств федерального бюджета 50795888,23 руб. убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Департамент социальной защиты населения Сахалинской области, МУ "Хозрасчетный расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей" и ООО "Программы учета".
Решением суда от 27.04.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.08.2005, за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ взысканы убытки в сумме 47362116 руб. 23 коп. В остальной части иска отказано в связи с истечением срока исковой давности по требованию о взыскании убытков от оказанных в 1999, 2000 годах льгот ветеранам, о применении которого заявил ответчик. В иске к остальным ответчикам отказано.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в соответствии со статьями 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Сахалинской области.
Кассационная жалоба мотивирована тем, что судом не приняты во внимание положения действующего законодательства, в соответствии с которыми возникшие у истца убытки возмещаются исключительно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Кроме того, указывает на то, что судом неправильно определен начальный момент течения срока исковой давности за период с 01.01.2001 по 31.05.2001.
От Главного финансового управления Сахалинской области поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором предлагается судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежаще уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в рассмотрении кассационной жалобы участия не принимали.
При проверке законности обжалуемых судебных актов установлено, что они отмене или изменению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, истец в период с 1999 года по декабрь 2003 года предоставлял льготы ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Некомпенсированные истцу выпадающие доходы от предоставления указанной льготы составили истребуемую сумму, заявленную на основании статьи 16 ГК РФ как убытки, причиненные незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления.
Рассматривая дело, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в силу статьи 10 ФЗ "О ветеранах" расходы органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и имеют целевое назначение, поэтому средства на реализацию указанных льгот являются средствами федерального бюджета.
Постановлениями Правительства от 30.07.1998 N 862 "О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" не утверждались, в том числе не предусматривались они как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Законами Сахалинской области "Об областном бюджете и бюджетной системе Сахалинской области" на 2001, 2002, 2003 годы предусмотрена субвенция МО г. Южно-Сахалинску в 2001 году в сумме 56508 тыс. руб., в 2002 году - 56508 тыс. руб., в 2003 году - 52689 тыс. руб.
Вместе с тем объем передаваемых средств не покрывает расходы предприятия на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
Поскольку денежные средства из федерального бюджета на финансирование льгот ветеранам по оплате жилья Сахалинской области целевым назначением в спорный период не передавались, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном определении судом срока исковой давности за период с 01.01.2001 по 31.05.2001 являются неправомерными.
Судом обеих инстанций правильно в соответствии со статьей 200 ГК РФ определено начало течения срока исковой давности с 01.01.2002, то есть когда по окончании финансового года и предоставлении годового отчета работы предприятия истец узнал о возникших у него убытках.
С учетом изложенного оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 27.04.2005 и постановление от 30.08.2005 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-4029/04-С8 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 декабря 2005 г. N Ф03-А59/05-1/4359
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании