Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 января 2006 г. N Ф03-А24/05-1/4711
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кам Реал", на решение от 13.10.2005 по делу N А24-2685/05-13 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кам Реал" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Камчатской области о признании незаконным бездействия.
Полный текст постановления изготовлен 31.01.2006.
Общество с ограниченной ответственностью "Кам Реал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Камчатской области (далее - Территориальное управление), создающего препятствие обществу в осуществлении исключительного права на получение права собственности на земельный участок, выразившегося в непринятии им решения об обращении в соответствующий орган для проведения территориального землеустройства и обязании Территориального управления принять решение об обращении в установленном законом порядке в соответствующий орган с поручением изготовить кадастровую карту (план) земельного участка, занимаемого объектом недвижимости: "Часть сооружения асфальто-бетонная площадка", инв. 3784. лит. 1/2, 1/3, 1/8, расположенного по ул. Ватутина, д. 1 в г. Петропавловске-Камчатском, общей площадью 20483 кв.м (далее - сооружение).
Решением от 13.10.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано на основании ч. 3 ст. 201 АПК РФ.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Кам Реал" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить как принятый в нарушение норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель указал на неправильный вывод суда о том, что общество должно самостоятельно обратиться в орган местного самоуправления за изготовлением кадастровой карты (плана) земельного участка, поскольку такая обязанность возложена на Территориальное управление, представляющее интересы Российской Федерации, являющегося собственником испрашиваемого земельного участка. Считает, что суд не применил при разрешении спора п. 2 ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", согласно которому органы государственной власти подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки на выдачу копии кадастровой карты (плана).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, для его отмены.
Как следует из материалов дела, 17.12.2005 общество обратилось к Территориальному управлению с письмом N 1/05 о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного под сооружением, принадлежащим ООО "Кам Реал" на праве собственности, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 04.08.2004 серия 41 КО N 061678.
Территориальное управление в письме от 01.04.2005 N 878 уведомило общество, что для удовлетворения его требований необходимо представить заверенную копию кадастровой карты (плана) запрашиваемого земельного участка.
В дальнейшем общество в письмах от 20.04.2005 N 3/05, от 25.05.2005 N 6/05 уведомило Территориальное управление, что в соответствующий орган для предоставления копии кадастровой карты (плана) должен обратится государственный орган.
Территориальное управление в письмах 25.04.2005 N 1270, от 22.06.2005 N 1936 проинформировало общество о том, что без копии кадастровой карты (плана) предоставить запрашиваемый земельный участок в собственность невозможно, что послужило основанием для обращения ООО "Кам Реал" с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Разрешая данный спор, суд установил, что Территориальное управление в случае поступления заявления от юридического лица о приватизации земельного участка, на котором находятся здания (помещения) заявителя, принадлежащие ему на праве собственности, рассматривает в качестве документа, идентифицирующий земельный участок, кадастровую карту (план) земельного участка (выписку из государственного земельного кадастра). При этом Территориальное управление руководствуется п. 5.1 Методических рекомендаций по организации работы аппарата Минимущества России и его территориальных органов при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и переоформлении прав на них (далее - Методические рекомендации), утвержденных первым заместителем Министра имущественных отношений РФ от 05.06.2003 N ДА-17/11468 (л.д. 27).
Территориальное управление не отказывало обществу в предоставлении в собственность земельного участка, находящегося под сооружением, однако без предоставления копии кадастровой карты (плана) не имело возможность удовлетворить данное заявление.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Согласно п. 4 Правил предоставлении сведений государственного земельного кадастра, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 918 лицо, заинтересованное в получении сведений государственного земельного кадастра, подает в соответствующий орган письменное заявление с указанием своих реквизитов, объемов и характера запрашиваемых сведений, формы предоставления и способа доставки. К заявлению прикладывается квитанция об оплате услуг за предоставление сведений.
Исходя из установленного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что общество не лишено возможности самостоятельно обратиться в орган местного самоуправления за утверждением проекта границ земельного участка, с целью его предоставления в собственность в связи с чем принял правильное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Территориальное управление обязано в соответствие с требованием п. 2 ст. 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре" обратиться в соответствующий орган для получения сведений государственного земельного кадастра, кассационная инстанция отклоняет исходя из следующего.
Согласно указанной норме права, органы государственной власти подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.
При обращении граждан и юридических лиц в порядке п. 1 ст. 28, п. 1 ст. 36 Земельного кодекса о предоставлении им в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, Территориальное управление не обязано запрашивать в органах местного самоуправления копии кадастровой карты (плана).
Из положения о Территориальном управлении, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37 следует, что последнее должно руководствоваться в своей деятельности Методическими рекомендациями, при предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков.
Поскольку при принятии обжалуемого судебного акта судом не нарушены нормы процессуального права и нормы материального права применены правильно, основания для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 13.10.2005 по делу N А24-2685/05-13 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 января 2006 г. N Ф03-А24/05-1/4711
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании