Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 января 2006 г. N Ф03-А73/05-2/4750
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ООО "М" - Юдакова Н.В. - юрисконсульт, дов N 2 от 09.02.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю на постановление от 27.09.2005 по делу N А73-4700/2005-18 (АИ-1/1074/05-47) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "М" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю, 3-е лицо - Агентство лесного хозяйства по Хабаровскому краю об оспаривании действий налогового органа.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 19 января 2006 года.
Общество с ограниченной ответственностью "М" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Хабаровскому краю о признании действий (бездействия) налогового органа незаконными, в связи с неправильным зачислением суммы 64677 рублей 71 копеек на код БЭК, отказа в их возврате (зачете), начислении пени и об обязании налоговый орган возвратить Обществу из соответствующего бюджета денежные средства в сумме 64677 рублей 71 копеек.
Решением суда от 06.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.09.2005, требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Межрайонная ИФНС РФ N 1 по Хабаровскому краю подала кассационную жалобу, в которой просит отменить эти судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. Кроме того, налоговый орган указывает на неисполнимость принятых по делу судебных актов, в связи с отсутствием у него полномочий на администрирование платежей за пользование лесным фондом.
Представители общества в суде кассационной инстанции поддержали доводы кассационной жалобы о ненадлежащем ответчике и просили суд кассационной инстанции отправить дело на новое рассмотрение.
Ознакомившись с письменными доказательствами, заслушав пояснения лиц, принимавших участие в судебном заседании, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции полагает принятые по делу судебные акты подлежащими отмене.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 273, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, обществом с ограниченной ответственностью "М" в уплату арендных платежей сверх минимальных ставок в 2003 году платежными поручениями N 22 от 17.03.2003 и N 66 от 14.05.2003 были осуществлены перечисления в федеральный бюджет в сумме 64677 руб. 71 коп. с указанием кода налога 2020000 "Доходы от использования лесного фонда".
При проведении сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом за 2004 год было установлено, что сумма 64677 рублей 71 копейка зачислена на код налога 2010623 "Плата за перевод лесных земель в нелесные и изъятии земель лесного фонда".
Налогоплательщик, полагая, что у него образовалась переплата по налогу, обратился в налоговый орган с заявлением о ее возврате (зачете).
В связи с отменой кода налога 2020000 и отсутствием полномочий по администрированию платежей по коду бюджетной классификации "Плата за перевод лесных земель в нелесные и изъятии земель лесного фонда" заявления Общества о зачете (возврате) 64677 рублей 71 копеек оставлены налоговым органом без удовлетворения, что явилось основанием для обращения ООО "М" в арбитражный суд.
Суд, ссылаясь на несоблюдение налоговым органом обязательных для него Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных Приказом МНС России от 5 августа 2002 года N БГ-3-10/411, пришел к выводу о наличии у налогоплательщика в карточке лицевого счета переплаты по одному платежу и недоимки по другому. Указывая на незаконность действий налогового органа по отражению платежа в карточке лицевого счета по несоответствующему коду, суд счел возможным удовлетворить требования заявителя о возврате из бюджета денежных средств в сумме 64677 рублей 71 копеек.
Между тем судом не учтено, что обязанность налогового органа по возврату излишне взысканного налога, сбора, а так же пени вытекает из положений требований пункта 5 статьи 31 и пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена специальная процедура разрешения вопроса о переплате.
Так, согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным по тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки.
Таким образом, возврат денежных средств из федерального бюджета производится налоговым органом при условии реальной уплаты налога, сбора, а также пени в размере, превышающем установленный обязательством по уплате в результате неиспользования льгот, завышения налоговой базы или ставки налога при отсутствии недоимки в этот бюджет.
Федеральным законом Российской Федерации N 115-ФЗ от 15.08.1996 года с последующими изменениями и дополнениями арендная плата сверх минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню и плата за перевод лесных земель в нелесные отнесены к доходам федерального бюджета.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Общество в 2003 году деятельность, требующую перевода лесных земель в нелесные, не осуществляло, плату за перевод лесных земель в нелесные не вносило, денежные средства в сумме 64677рублей 71 копеек отражены в карточке лицевого счета налогоплательщика по налогу 2010623 "Плата за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда, зачисляемая в федеральный бюджет" ошибочно. Расчеты с бюджетом по арендной плате сверх минимальных ставок за древесину в карточке лицевого счета налогоплательщика не отражены.
При проведении совместной выверки уплаченных налогов расхождения между фактически уплаченными в бюджет и отраженными в карточке лицевого счета платежами были установлены и зафиксированы в акте N 468 от 03.02.2005, подписанном налоговым органом и налогоплательщиком, из содержания которого следует, что денежные средства в сумме 64677 рублей 71 копеек являются арендной платой сверх минимальных ставок за древесину.
При названных обстоятельствах вывод суда о наличии переплаты по налогу является неправомерным, а решение суда, обязывающее налоговый орган произвести возврат денежных средств из федерального бюджета незаконным.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.07.2005, постановление от 27.09.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-4700/2005 -18 (АИ-1/1074/05-47) отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "М" в удовлетворении требований отказать.
Поворот исполнения решения суда произвести Арбитражному суду Хабаровского края.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "М", зарегистрированного Администрацией муниципального образования Ульчского района Хабаровского края 17.01.2001 за N 27:16-р 26 в доход федерального бюджета расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб в сумме 2000 рублей.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 января 2006 г. N Ф03-А73/05-2/4750
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании