Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 марта 2005 г. N Ф03-А37/05-2/317
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 февраля 2006 г. N Ф03-А37/05-2/4448
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области на решение от 13.10.2004 по делу N А37-2620/04-9/2 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области к Открытому акционерному обществу "С" о взыскании 1580681,60 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2005 года.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области), (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "С" (далее - общество, ОАО "С") 1580681,60 рублей, составляющих налоговую санкцию, предусмотренную статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 13.10.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд мотивировал данное решение тем, что налоговым законодательством, в том числе Законом Российской Федерации N 1759-1 от 18.10.1991 "О дорожных фондах в Российской Федерации", не установлены сроки представления в налоговый орган по месту учета налогоплательщика декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог. Инструкция МНС РФ N 59 от 04.04.2000 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" не относится к актам законодательства о налогах и сборах, поэтому привлечение ОАО "С" к ответственности на основании ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации по данному налогу за 2002 год является неправомерным.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с вынесенным решением суда, налоговым органом подана кассационная жалоба, в которой предложено решение отменить как принятое с нарушением норм материального права. В обоснование жалобы заявитель указывает на неправомерность выводов суда в части неприменения положений инструкции Министерства РФ по налогам и сборам N 59 от 04.04.2000 и Закона РФ N 129-ФЗ от 21.11.1996 "О бухгалтерском учете", которыми установлен единый налоговый период и сроки уплаты налога. Данные нормы материального права, по мнению заявителя жалобы, имеют статус нормативных актов и подлежат применению.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представители участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене, в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Как следует из материалов дела, 17.02.2004 общество представило налоговую декларацию (расчет) по налогу на пользователей автодорог за 12 месяцев 2002 года.
По результатам проведения камеральной проверки 4 данной декларации 03.03.2004 Межрайонной инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам N 1 по Магаданской области вынесено решение N 120, которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 1580681,60 руб.
Неисполнение обществом в добровольном порядке требования об уплате штрафных санкций послужило основанием для обращения в суд.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" предусмотрено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется Верховным Советом Российской Федерации, а территориальных дорожных фондов - законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Из п. 1 ст. 80 НК РФ следует, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и производственных расходах, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Исходя из норм, содержащихся в ст. 55 НК РФ определение налоговой базы и начисление подлежащих уплате сумм налога производится по окончании налогового периода, под которым понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в связи с тем, что ФЗ от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" приостановлено действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1 "Об утверждении Порядка образования и использования Федерального дорожного фонда РФ, МНС России в письме от 17.07.2002 N 03-2-06/2/1794/24щ187 "О сроках уплаты налога на пользователей автомобильных дорог" разъяснило, что налоговым периодом по налогу на пользователей автомобильных дорог является календарный год, по истечении которого наступают последствия, связанные с неуплатой налога.
Как следует из материалов дела ОАО "С" привлечено к ответственности за непредставление налоговой декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог за 12 месяцев 2002 года, что является налоговым правонарушением.
Исходя из содержания ст.ст. 13, 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации обязаны представлять квартальную отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую в течение 90 дней по окончании года.
Общество являлось плательщиком налога на пользователей автомобильных дорог, в связи с чем, должно представлять в налоговый орган декларации по данному налогу в установленном порядке и сроки. Факт несвоевременного представления в инспекцию налоговой декларации материалами дела подтверждается.
Таким образом, для освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ у Арбитражного суда Магаданской области не было правовых оснований.
Учитывая изложенное, решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо проверить обоснованность привлечения к налоговой ответственности ОАО "С" в размере, определенном инспекцией, учитывая при этом требования статей 112, 114 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области - удовлетворить.
Решение от 13.10.2004 Арбитражного суда Магаданской области по делу N А37-2620/04-9/2 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 марта 2005 г. N Ф03-А37/05-2/317
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании