Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 марта 2006 г. N Ф03-А73/06-1/803
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Подзирей А.Ю. - юрист по доверенности б/н от 10.01.2006, от третьего лица: Малашкин Д.Л. - консультант по доверенности N 04-02/2852 от 28.12.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 10.10.2005, постановление от 08.12.2005 по делу N А73-3236/2005-22 (АИ-1/1400/05-47) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения" Министерства здравоохранения Хабаровского края к администрации г. Хабаровска, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, 3 лицо - Финансовый департамент администрации г. Хабаровска, о взыскании 417631 рубля.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2006 года.
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения" Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - Институт) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации г. Хабаровска о взыскании 417631 рубля расходов (выпадающих доходов), связанных с предоставлением в декабре 2004 года гражданам, проживающим в г. Хабаровске, льготной скидки по оплате зубного протезирования, предусмотренной ФЗ "О ветеранах".
По ходатайству ответчика к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Хабаровского края; в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора - Финансовый департамент администрации г. Хабаровска.
Решением суда от 10.10.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.12.2005, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.
При этом суды обеих инстанции исходили из того, что Министерство финансов РФ не обеспечило субъект РФ - Хабаровский край, финансовыми средствами для реализации в полном объеме льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", и в нарушение п. 2 ст. 10 указанного Закона не учло при формировании федерального бюджета на 2004 год средства целевого назначения для взаиморасчетов с бюджетами субъектов РФ в части расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам.
Отказ в иске к администрации г. Хабаровска, Министерству финансов Хабаровского края суд мотивировал тем, что указанные ответчики возместили часть расходов предприятиям, предоставляющим льготы во исполнение ФЗ "О ветеранах" в спорный период в пределах своих финансовых возможностей за счет собственных средств.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой он полагает решение и постановлением апелляционной инстанции отменить как необоснованные и вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" расходы по оплате изготовления и ремонта зубных протезов ветеранам (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанные расходы Хабаровского края учтены в составе Фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2004 год согласно Методике распределения этих средств сумме 2946235 тысяч рублей в соответствии с требованиями указанной нормы ФЗ "О ветеранах".
В судебном заседании кассационной инстанции представители истца и третьего лица доводы жалобы отклонили в полном объеме, полагая судебные акты оставить без изменения.
Ответчики, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами обеих инстанции норм права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Институт в 2004 году на основании заключенного с администрацией г. Хабаровска договора N 34 от 25.12.2003 оказывал гражданам за счет собственных средств услуги по зубопротезированию, предоставляя в соответствии с ФЗ "О ветеранах" льготу в виде 100% скидки жителям Северного округа г. Хабаровска, подпадающим под действие этого закона.
Всего Институт за счет собственных средств оказал услуг по зубопротезированию ветеранам на сумму 3138789 рублей. Частично задолженность ему погашена в сумме 2721158 рублей.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в сумме 417631 рубля на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Факт предоставления истцом льгот по оплате услуг зубопротезирования в спорный период гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах" подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Так, статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот ветеранам назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление установлено Министерство финансов Российской Федерации.
Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" не утверждались и не предусматривались как отдельный вид расходов в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Вместе с тем, Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год" N 155 в бюджет края утверждено целевых средств 663728000 рублей, в том числе г. Хабаровску предусмотрено выделение (за счет поступления налога на доходы физических лиц) денежных средств в сумме 368969000 рублей (фактически получено 369187000 рублей) на реализацию ФЗ "О ветеранах", который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Хабаровскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края. Из них на возмещение расходов по предоставлению льгот на изготовление и ремонт зубных протезов направлено - 19090,09 тысяч рублей.
В данном случае Хабаровский край, как субъект федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных краевым бюджетом при реализации ФЗ "О ветеранах", влекущего дополнительные расходы бюджета, предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию указанного ФЗ, но в пределах своих финансовых возможностей.
Вместе с тем, объем переданных субъектом РФ в бюджет г. Хабаровска средств не покрывает расходы предприятий на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
Так как Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Хабаровский край - финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Хабаровска, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 417631 рубль за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 10.10.2005 и постановление апелляционной инстанции от 08.12.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3236/2005-22 (АИ-1/1400/05-47) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 марта 2006 г. N Ф03-А73/06-1/803
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании