Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Денисовой Е.В.
судей Удальцова А.В, Белоглазовой М.А, при секретаре Кашликовой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 июля 2022 года в г.Владимире дело по апелляционной жалобе Российской Федерации в лице Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на решение Судогодского районного суда Владимирской области от 21 марта 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования Государственной компании "Российские автомобильные дороги", действующей от лица Российской Федерации к Бутузовой Галине Николаевне удовлетворить частично. Изъять у Бутузовой Галины Николаевны в принудительном порядке для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) с предоставлением равноценного возмещения за изъятие за счет субсидий из федерального бюджета:
- земельный участок с кадастровым номером ****, расположенный по адресу: Владимирская ****, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, общей площадью 11 983 кв.м, образованный из земельного участка с кадастровым номером ****;
- земельный участок с кадастровым номером ****, расположенный по адресу: ****, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, общей площадью 27 745 кв.м, образованный из земельного участка с кадастровым номером ****.
Предоставить Бутузовой Галине Николаевне возмещение рыночной стоимости за изымаемые для государственных нужд Российской Федерации земельные участки и убытков, причиняемых их изъятием, за счет субсидий из федерального бюджета в размере 781 080 (семьсот восемьдесят одна тысяча восемьдесят) рублей 61 копейка.
В удовлетворении остальной части заявленных требований - отказать.
Заслушав доклад судьи Удальцова А.В, объяснения представителя истца ГК Автодор по доверенности Сидоренко В.В, поддержавшего доводы жалобы, возражения против жалобы представителя ответчика по доверенности Федоркова А.В, обсудив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам, УСТАНОВИЛА:
Государственная компания "Российские автомобильные дороги", действуя от имени Российской Федерации, обратилась в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 39 ГПК РФ, к Бутузовой Г.Н, в котором истец просил изъять у ответчика в принудительном порядке для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) с предоставлением равноценного возмещении за изъятие за счет субсидий из федерального бюджета:
- земельный участок с кадастровым номером ****, расположенный по адресу: ****, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, общей площадью 11 983 кв.м, образованный из земельного участка с кадастровым номером ****;
- земельный участок с кадастровым номером ****, расположенный по адресу: ****, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, общей площадью 27 745 кв.м, образованный из земельного участка с кадастровым номером ****.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании Федерального закона от 17 июля 2009 года N 145 - ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон о государственной компании), Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", пунктом 5.4.1 (1), пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года N 374, Приказа министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 года N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения", распоряжения Федерального дорожного агентства от 10 октября 2019 года N 2843-р "Об утверждении документации по планировке территории объекта" Государственная компания "Российские автомобильные дороги" осуществляет деятельность по реализации проекта "Скоростная автомобильная дорога Москва-Нижний Новгород-Казань. Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Нижний Новгород - Казань, 3 этап км 116 - км 224, Владимирская область (от пересечения с автомобильной дорогой регионального значения 17Р-2 "Владимир - Гусь-Хрустальный - Тума" до пересечения с автомобильной дорогой регионального значения 17К-2 "Муром - М-7 "Волга").
На основании пункта 5.4.1(1) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года N 374, к компетенции РОСАВТОДОР относится принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей. В соответствии с распоряжением Федерального дорожного агентства от 16 февраля 2021 года N 547-р, с учетом изменений, внесенных в него распоряжением N 2668-р от 22 июля 2021 года, для нужд Российской Федерации для реализации проекта строительства автомобильной дороги подлежат изъятию в установленном порядке вышеуказанные земельные участки с кадастровыми номерами ****, ****, расположенные по адресу: Владимирская область, Судогодский район, МО Головинское сельское поселение, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, автомобильный транспорт, образованные из земельных участков с кадастровыми номерами **** и ****, соответственно. Государственной компанией посредством подрядной организации ООО "ЗемлеСтрой" произведена работа по определению рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимости, а также размера убытков, которые возникнут у ответчика в связи с изъятием его имущества.
Согласно отчету N 20-000-3-ЕЗК-2/21 от 23 июля 2021 года размер возмещения ответчику составляет 388 048 рублей, из которых: 116 834 рубля 00 копеек - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ****; 270 514 рублей - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ****; 700 рублей - убытки, связанные с регистрацией перехода права.
Государственная компания "Российские автомобильные дороги" уведомила Бутузову Г.Н. об изъятии у нее спорных объектов недвижимости в установленном порядке, вручив ответчику этим же письмом для рассмотрения и подписания в установленные сроки проект соглашения, которое ответчиком подписано не было.
Представитель истца - Государственной компании "Российские автомобильные дороги", действующей от имени Российской Федерации по доверенности Сидоренко В.В, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, по указанным в иске основаниям. Просил установить возмещение за изымаемые земельные участки в размере, установленном результатами повторной судебной экспертизы от 26 ноября 2021 года. Полагал, что в заключении судебной экспертизы от 11 января 2021 года неправомерно учтены убытки в сумме 1 837 рублей 31 копейка в день в связи с досрочным прекращением обязательств перед АО "ВАД" по договору от 15 января 2021 года N 1-А/21, поскольку в соответствии действующим законодательством такие убытки и упущенная выгода возложены на АО "ВАД" и являются его рисками при ведении предпринимательской деятельности.
Ответчик Бутузова Г.Н. в судебное заседание, будучи извещенной о его месте и времени надлежащим образом, не явилась.
Ее представитель адвокат Федоркова А.А. в судебном заседании возражал против заявленных истцом требований в части размера возмещения за изымаемые земельные участки. Полагал необходимым установить размер возмещения с учетом упущенной выгоды в виде неполученного дохода от договора аренды, заключенного между АО "ВАД" и Бутузовой Г.Н. 15 января 2021 года, то есть до вынесения распоряжения об изъятии земельного участка. Считал необходимым установить размер упущенной выгоды исходя из стоимости, установленной в заключении судебной экспертизы от 11 февраля 2022 года - из расчета 1 837 рублей 31 копейка за каждый календарный день с момента рассмотрения спора (вынесения решения) по день окончания срока аренды - 15 ноября 2022 года.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора АО "ВАД" по доверенности Елисеева К.А. в судебном заседании поддержала заявленные истцом требования. Пояснила также, что в целях складирования спецтехники и материалов для производства и реализации проекта по строительству объекта - М-12 "Скоростная автомобильная дорога Москва-Нижний Новгород-Казань. Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Нижний Новгород - Казань, 3 этап км 116 - км 224, Владимирская область (от пересечения с автомобильной дорогой регионального значения 17Р-2 "Владимир - Гусь-Хрустальный - Тума" до пересечения с автомобильной дорогой регионального значения 17К-2 "Муром - М-7 "Волга"), между АО "ВАД" и Бутузовой Г.Н. 15 января 2021 года был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером ****. Задолженность по арендной плате по данному договору отсутствует. Пояснила также, что договор с ответчиком не был бы заключен, если бы не осуществлялось строительство автодороги и земельный участок не был задействован в данном процессе.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Росреестра по Владимирской области, филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области, извещенные о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, письменно просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ГК "Автодор" просит отменить судебное решение и принять новое решение, которым предоставить Бутузовой Г.Н. возмещение за изымаемое для государственных нужд Российской Федерации в размере 341 963 руб, без учета суммы 1837, 31 руб. в день в связи с досрочным прекращением обязательств перед АО "ВАД" по договору от 15.01.2021.
В заседание суда апелляционной инстанции Бутузова Г.Н, извещенная почтой (т.6 л.д.116), представитель Акционерного общества "ВАД", будучи извещенный электронной почтой (т.6 л.д.116), представитель Управления Росреестра по Владимирской области, будучи извещенный факсом (т.6 л.д.117), представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области ", будучи извещенным факсом (т.6 л.д. 118) не явились, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему
В соответствии с п.1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина на такой земельный участок (подпункт 1 пункта 2).
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (пункт 3).
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (пункт 5).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (пункт 6).
Согласно п.1 и п. 4 ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое осуществляется по решению суда.
В силу ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.2 ЗК РФ, в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Частью 2 статьи 37 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, а именно: подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием; подготовка и заключение от имени РФ соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог; обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минтранса России от 06 июля 2012 года N 199 утвержден Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения (далее - Порядок).
На основании пункта 35 Порядка, Федеральное дорожное агентство осуществляет проверку подготовленной документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в пункте 17 настоящего Порядка, в течение 30 дней со дня поступления такой документации на основании письменного заявления подведомственных учреждений или Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и по результатам проверки утверждает документацию по планировке территории или принимает решение об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
В силу пункта 6 Порядка документация по планировке территории служит исходными данными для изъятия земельных участков для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Из материалов дела следует, что Государственная компания "Российские автомобильные дороги" осуществляет деятельность по реализации проекта "Скоростная автомобильная дорога Москва-Нижний Новгород-Казань. Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Нижний Новгород - Казань, 3 этап км 116 - км 224, Владимирская область (от пересечения с автомобильной дорогой регионального значения 17Р-2 "Владимир - Гусь-Хрустальный - Тума" до пересечения с автомобильной дорогой регионального значения 17К-2 "Муром - М-7 "Волга").
16 февраля 2021 года Федеральным дорожным агентством выпущено распоряжение N 547-р об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта "Скоростная автомобильная дорога Москва-Нижний Новгород-Казань. Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Нижний Новгород - Казань, 3 этап км 116 - км 224, Владимирская область (от пересечения с автомобильной дорогой регионального значения 17Р-2 "Владимир - Гусь-Хрустальный - Тума" до пересечения с автомобильной дорогой регионального значения 17К-2 "Муром - М-7 "Волга"), в соответствии с которым с учетом изменений, внесенных в него распоряжением N 2668-р от 22 июля 2021 года, изъятию подлежат: земельный участок с кадастровым номером ****, расположенный по адресу: ****, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, общей площадью 11 983 кв.м, образованный из земельного участка с кадастровым номером ****, а также земельный участок с кадастровым номером ****, расположенный по адресу: ****, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, общей площадью 27 745 кв.м, образованный из земельного участка с кадастровым номером **** (т. 1 л.д. 10-12, т.2 л.д. 124).
Указанные выше земельные участки были поставлены на кадастровый учет 15 мая 2021 года и их характеристики соответствуют выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости N КУВИ -002/2021-83375849 от 07 июля 2021, N КУВИ 0-002/2021-83378404 от 07 июля 2021 года (т.2 л.д. 126-128, 134-137).
Подлежащий изъятию спорный земельный участок с кадастровым номером ****, общей площадью 11 983 кв.м, образован из земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 220 556 кв.м, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: ****, ****.
Подлежащий изъятию земельный участок с кадастровым ****, общей площадью 29 401 кв.м, образован из земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 140 000 кв.м, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: ****.
Собственником земельных участков с кадастровыми номерами **** и **** на основании договора дарения земельных участков от 22 марта 2018 года является Бутузова Г.Н. (т. 2 л.д. 1-2).
Государственной компанией посредством подрядной организации ООО "ЗемлеСтрой" произведена работа по определению рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимости, а также размера убытков, которые возникнут у ответчика в связи с изъятием его имущества.
Согласно отчету ООО "ЗемлеСтрой" N 20-000-3-ЕЗК-2/21 и заключению об оценке от 23 июля 2021 года, размер возмещения ответчику составляет 388 048 рублей, из которых: 116 834 рубля 00 копеек - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ****; 270 514 рублей - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ****; 700 рублей - убытки, связанные с регистрацией перехода права (т.2 л.д. 146-193).
01 апреля 2021 года истцом в адрес Бутузовой Г.Н. направлено уведомление об изъятии для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании "Российские автомобильные дороги" земельных участков, с приложением к нему отчета об оценке, копией распоряжения об изъятии и проекта соглашения об изъятии недвижимости, и предложено в возможно короткий срок представить в ГК "Автодор" 3 экземпляра подписанного соглашения об их изъятии с необходимыми документами (т. 1 л.д. 60-61).
Данное письмо получено ответчиком Бутузовой Г.Н. 14 апреля 2021 года, что подтверждается почтовым уведомлением о получении заказной корреспонденции (т.1 л.д. 63).
Поскольку по истечении 45 дней со дня получения проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" подписанное соглашение не представлено, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно п. 2 ст. 281 ГК РФ при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности, на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2 статьи 56.8 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Согласно заключению оценочной экспертизы ООО "АсЭкО" N 240921 от 24 сентября 2021 года итоговая величина возмещения (рыночная стоимость, убытки, причиненные изъятием объектов недвижимого имущества, упущенная выгода) в связи с изъятием для государственных нужд с учетом особенностей, предусмотренных статьей 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 11 983 кв.м, относящегося к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием - автомобильный транспорт, для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, автомобильный транспорт и их конструктивных элементов, расположенного по адресу: ****, образованного из земельного участка с кадастровым номером ****, по состоянию на 15 февраля 2021 года составляет 540 350 рублей, величина возмещения в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 27 745 кв.м, относящегося к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием - автомобильный транспорт, для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, автомобильный транспорт и их конструктивных элементов, расположенного по адресу: ****, образованного из земельного участка с кадастровым номером ****, по состоянию на 15 февраля 2021 года составляет 1 250 350 рублей (т.3 л.д. 38-90).
В связи с необходимостью определения размера возмещения подлежащих изъятию земельных участков на момент рассмотрения дела судом была назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО "АсЭкО" К.А.В.
Согласно заключению эксперта ООО "АсЭкО" Куликова А.В. N 2251021/1 от 25 октября 2021 года итоговая величина возмещения (рыночная стоимость, убытки, причиненные изъятием объектов недвижимого имущества, упущенная выгода) в связи с изъятием для государственных нужд с учетом особенностей, предусмотренных статьей 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 11 983 кв.м, относящегося к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием - автомобильный транспорт, для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, автомобильный транспорт и их конструктивных элементов, расположенного по адресу: ****, образованного из земельного участка с кадастровым номером ****, по состоянию на 13 октября 2021 года составляет 310 350 рублей, величина возмещения в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 27 745 кв.м, относящегося к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием - автомобильный транспорт, для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, автомобильный транспорт и их конструктивных элементов, расположенного по адресу: ****, образованного из земельного участка с кадастровым номером ****, по состоянию на 13 октября 2021 года составляет 730 350 рублей (т.3 л.д. 133-188).
Учитывая наличие противоречий в заключении эксперта, не разрешенных в ходе судебного разбирательства, в отсутствие иной возможности устранить сомнения в правильности и полноте первичного экспертного заключения, а также ввиду наличия спора между сторонами относительно определения размера возмещения, 10 ноября 2021 года судом по ходатайству истца, была назначена повторная судебная экспертиза проведение которой было поручено экспертам Общества с ограниченной ответственностью Аналитический центр "Региональная оценочная компания" (далее - ООО "АЦ РОК") (т.4 л.д. 77-80).
Согласно заключению повторной оценочной экспертизы ООО "АЦ РОК" N 18/2021 от 26 ноября 2021 года размер возмещения (рыночная стоимость, убытки, причиненные изъятием объектов недвижимого имущества, упущенная выгода) за земельный участок с кадастровым номером ****, расположенный по адресу (местоположение) земельного участка: ****, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: автомобильный транспорт, для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, общей площадью 11 983 кв.м, образованный из земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 220 556 кв.м, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства и за земельный участок с кадастровым номером ****, расположенный по адресу (местоположение) земельного участка: ****, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: автомобильный транспорт, общей площадью 29 401 кв.м, образованный из земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 140 000 кв.м относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства по состоянию на 24 ноября 2021 года составляет 341 963 рубля 52 копейки (из которых размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером **** - 103 283 рубля 97 копеек (в том числе и размер возмещения убытков связанных с регистрацией прав на объект недвижимого имущества в связи с изъятием для государственных нужд земельного участка 350 рублей 00 копеек), за земельный участок с кадастровым номером **** - 238 679
рублей 55 копеек (в том числе и размер возмещения убытков связанных с регистрацией прав на объект недвижимого имущества в связи с изъятием для государственных нужд земельного участка 350 рублей 00 копеек) (т.4 л.д. 91-166).
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела было установлено, что 15 января 2021 года, то есть до вынесения Федеральным дорожным агентством распоряжения N 547-р от 16 февраля 2021 года об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков, между АО "ВАД" и Бутузовой Г.Н. был заключен договор аренды N 1-А/21 земельного участка с кадастровым номером ****, на срок до 15 декабря 2021 года (т. 4 л.д. 242-243).
В соответствии с дополнительным соглашением к указанному выше договору аренды от 15 января 2021 года, пункт 3.1 договора изложен в следующей редакции: "3.1 Срок аренды земельного участка: с 15 января 2021 года по 15 декабря 2021 года. Договор считается перезаключенным на тот же срок на тех же условиях, если ни одна из сторон за 30 календарных дней до окончания срока действия договора письменно не уведомит другую сторону о его прекращении... " (т.5 л.д. 24).
Дополнительным соглашением от 04 февраля 2022 года к договору аренды от 15 января 2021 года, стороны определили, что договор считается перезаключенным на тот же срок на тех же условиях, если ни одна из сторон за 30 календарных дней до окончания срока действия договора письменно не уведомит другую сторону о его прекращении, т.е. договор будет считаться перезаключенным: на срок с 16 декабря 2021 года по 15 ноября 2022 года; на срок с 16 ноября 2022 года по 16 октября 2023 года (т. 6 л.д. 14).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 "Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта" (утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 года) выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка определяется по правилам, установленным пунктом 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Поскольку договор аренды земельного участка между АО "ВАД" и Бутузовой Г.Н. был заключен ранее, чем вынесено распоряжении об изъятии земельных участков, судом по ходатайству ответчика была назначена дополнительная судебная экспертиза в целях установления размера возмещения изымаемых земельных участков с учетом наличия указанного договора аренды земельного участка. Производство дополнительной экспертизы было поручено эксперту ООО "АЦ РОК" Ш.Е.А. (т.5 л.д. 22-23).
Согласно заключению эксперта N 01/2022 от 11 января 2022 года размер возмещения (рыночная стоимость, убытки, причиненные изъятием объектов недвижимого имущества, упущенная выгода) за земельный участок с кадастровым номером ****, расположенный по адресу (местоположение) земельного участка: ****, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: автомобильный транспорт, для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, общей площадью 11 983 кв.м, образованный из земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 220 556 кв.м, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства и за земельный участок с кадастровым номером ****, расположенный по адресу (местоположение) земельного участка: ****, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: автомобильный транспорт, общей площадью 29 401 кв.м, образованный из земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 140 000 кв.м относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства (без учета наличия на земельном участке древесно-кустарниковых насаждений и с учетом особенностей, предусмотренных статьей 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации) по состоянию на 29 декабря 2021 года составляет 341 963 рубля 52 копейки (из которых размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером **** - 103 283 рубля 97 копеек (в том числе и размер возмещения убытков связанных с регистрацией прав на объект недвижимого имущества в связи с
изъятием для государственных нужд земельного участка 350 рублей 00 копеек), за земельный участок с кадастровым номером **** - 238 679 рублей 55 копеек (в том числе и размер возмещения убытков связанных с регистрацией прав на объект недвижимого имущества в связи с изъятием для государственных нужд земельного участка 350 рублей 00 копеек).
Размер возмещения убытков, которые несет Бутузова Г.Н. в связи с досрочным прекращением обязательств перед АО "ВАД" по договору N 1-А/21 аренды земельного участка от 15 января 2021 года и дополнительному соглашению от 15 декабря 2021 года N 1 к нему в связи с изъятием для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером **** площадью 27 745 кв.м, по состоянию на 29 декабря 2021 года составляет 1 837 рублей 31 копейка за каждый календарный день (т. 5 л.д. 41-116).
У суда первой инстанции не имелось оснований не доверять выводам эксперта ООО "АЦ РОК" Щ.Е.А., поскольку она обладает специальными познаниями в области экспертной деятельности, стаж работы по специальности с 2010 года и стаж работы судебного эксперта с 2018 года.
В судебном заседании экспертом Щ.Е.А. подтверждено данное заключение, ею даны подробные пояснения по всем возникшим вопросам, указанные выводы подтверждены фотоматериалами.
Доказательств, опровергающих либо ставящих под сомнение выводы эксперта суду не представлено.
Указанное заключение эксперта отвечает требованиям части 2 статьи 86 ГПК РФ, является полным, объективным, не имеющим противоречий, содержит подробное описание проведенного исследования, выводы эксперта категоричны, не вводят в заблуждение, не допускают неоднозначного толкования, в связи с чем, у суда не имеется оснований не доверять данному заключению эксперта. Эксперт, проводивший экспертизу, имеет соответствующую экспертную специальность, является независимым по отношению к сторонам судебного процесса, был предупрежден судом об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ.
Вместе с тем, заключение эксперта ООО "АсЭкО", не могло быть положено в основу судебного решения, так как сделанные им выводы надлежащим образом не мотивированы.
Анализ ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки приведен для участка под индивидуально-жилищное строительство, а не для земель сельскохозяйственного назначения, в качестве аналогов эксперт использовал предложения о реализации земельных участков под дачное строительство, тогда как исходный земельный участок относится к землям сельхозназначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, два из трех использованных объектов-аналогов, расположены не в Судогодском районе Владимирской области, а в Суздальском районе Владимирской области.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В материалы дела не предоставлено достоверных и достаточных доказательств, опровергающих либо ставящих под сомнение выводы эксперта ООО "АЦ РОК", изложенные в заключениях N 18/2021 от 26 ноября 2021 года и N 01/2022 от 11 января 2022 года.
Поскольку доказательств порочности данного экспертного заключения не представлено, у суда не имелось оснований не доверять выводам судебной экспертизы, в связи с чем суд обоснованно принял данное экспертное заключение как допустимое и достоверное доказательство по делу при определении размера возмещения в связи с изъятием для государственных нужд спорных земельных участков с кадастровыми номерам **** и ****, в связи с чем, пришел к обоснованному выводу о возмещении за изымаемое для государственных нужд Российской Федерации имущество за счет субсидий из федерального бюджета в размере 781 080 рублей 61 копейка, из которых: 341 963 рубля 52 копейки - размер возмещения за изымаемые земельные участки, 439 117 рублей 09 копеек - размер возмещения убытков, которые несет Бутузова Г.Н. в связи с досрочным прекращением обязательств перед АО "ВАД" по договору аренды N 1-А/21 от 15 января 2015 и дополнительным соглашениям к нему (1 837 рублей 31 копейка (размер возмещения убытков за календарный день) х 239 дней (период с 21 марта 2022 года (день принятия решения) по 15 ноября 2022 года (срок окончания договора аренды, установленный в дополнительном соглашении к нему).
Доводы истца, на которые он ссылается в апелляционной жалобе, о том, что в заключении эксперта неправомерно учтены убытки в сумме 1 837 рублей 31 копейка в день в связи с досрочным прекращением обязательств перед АО "ВАД" по договору от 15 января 2021 года N 1-А/21, суд обоснованно отклонил в силу следующего.
Пунктом 8 статьи 56.8 ЗК РФ приведен исчерпывающий перечень случаев, при которых убытки и упущенная выгода не рассчитываются и не возмещаются лицу, чья собственность подлежит изъятию.
Упущенная выгода, состоящая из недополученных арендных платежей по договору аренды изымаемых земельных участков, к таким основаниям не относится.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что по смыслу статьи 15 Гражданского кодекса упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было.
При рассмотрении дел о возмещении убытков следует иметь в виду, что правила пункта 4 статьи 393 Гражданского кодекса, согласно которым при определении упущенной выгоды учитываются предпринятые стороной для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления, не означает, что в состав подлежащих возмещению убытков могут входить только расходы на осуществление таких мер и приготовлений.
Исполнение АО "ВАД" и Бутузовой Г.Н. договора аренды земельного участка от 15 января 2021 года до момента образования земельного участка, подлежащего изъятию, подтверждено материалами дела и истцом не оспорено.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам истца убытки ответчика в виде неполученной платы в связи с прекращением действия договора аренды, ввиду изъятия земельного участка с кадастровым номером ****, суд первой инстанции обоснованно включил в размер возмещения за изымаемый земельный участок.
Доводы в апелляционной жалобе о незаконности судебного решения в указанной части подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно п.1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии с подп. 2 ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе со строительством, реконструкцией таких объектов как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно положениям пунктов 1, 2, 4 ст. 281 ГК РФ принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения, при определении размера которого в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка.
В силу ст. 62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно п. 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд у лица, которое владеет земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, на законном основании (право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, право, основанное на договорах аренды или безвозмездного пользования) такому лицу также предоставляется соответствующее возмещение (статья 281 ГК РФ).
Согласно п. 6 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка, определяется по правилам, установленным пунктом 2 статьи 281 ГК РФ, и включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Пункт 5 статьи 56.8 ЗК РФ также предусматривает, что при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
Как было указано выше, на момент изъятия у собственника изымаемого земельного участка уже был заключен договор аренды N1-А от 15.01.2021 года, который подтверждает доводы ответчика о получении дохода, которые Бутузова Г.Н. могла бы получать от арендной платы вплоть до 16.10.2023г.
Спорный земельный участок предоставлен АО "ВАД" на праве аренды и фактически изъят из его владения для государственных нужд - строительства автомагистрали М12.
Причинно-следственная связь между действиями истца по изъятию объекта недвижимого имущества ответчика для строительства дороги и наступившими для ответчика неблагоприятными последствиями в виде отсутствия возможности использовать земельный участок для необходимых ему нужд подтверждается материалами дела.
Согласно п.8 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, определение выкупной цены земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, производится исходя из вида разрешенного использования, установленного в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с абзацем 1 п. 5 ст. 56.11 ЗК РФ рыночная стоимость изымаемого земельного участка или прав на него определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.
По смыслу положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации собственник изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как будто бы изъятия не было.
Спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", доказательств изменения в установленном законом порядке вида разрешенного использования и ведения на нем строительства автодороги в материалы дела не представлено.
Арендатор, зная о виде разрешенного использования, заключил указанный выше договор аренды, для складирования спецтехники и материалов.
В связи с изъятием земельного участка утратил возможность его использования, что свидетельствует о наличии совокупности условий для взыскания убытков в виде упущенной выгоды.
При таких обстоятельствах суд обоснованно частично удовлетворил исковые требования Российской Федерации в лице Государственной компании "Российские автомобильные дороги" к Бутузовой Г.Н. о принудительном изъятии объекта недвижимости для государственных нужд Российской Федерации.
Каких-либо иных доводов, ставящих под сомнение выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Судогодского районного суда Владимирской области от 21 марта 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Государственной компании "Российские автомобильные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий Денисова Е.В.
Судьи Удальцов А.В.
Белоглазова М.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.