Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 марта 2006 г. N Ф03-А51/06-2/411
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от КГУП "П" - Кузьминых М.М., юрисконсульт по доверенности N 56/05 от 26.12.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю на определение от 03.11.2005 по делу N А51-13854/2005 31-497 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю к Краевому государственному унитарному предприятию "П" о взыскании неуплаченных налогов, пени.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2006 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с КГУП "П" (далее - предприятие) в лице филиала "Пограничный" неуплаченных налогов, пени.
Определением суда от 03.11.2005 производство по делу прекращено в соответствии с пунктом 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) в связи с тем, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Судебный акт мотивирован тем, что взыскание налогов с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ), взыскание налогов в судебном порядке возможно лишь в случае пропуска налоговым органом срока на принятие решения о взыскании налога (пени) за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, так как налоговым органом соответствующие решения приняты, у нее отсутствует право на взыскание налога (пени) в судебном порядке.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить определение суда в связи с допущенными нарушениями норм материального права. По мнению заявителя жалобы, судом не учтено, что у предприятия имеются только 3 лицевых счета получателя бюджетных средств в ФГУ Приморское казначейство по МО Пограничный район, информация об открытии иных счетов отсутствует, а взыскание налогов (пени) с бюджетных счетов получателя бюджетных средств в бесспорном порядке не предусмотрено. В дополнениях к кассационной жалобе N 05/6655 от 13.03.2006 налоговый орган указывает также на то, что с 01.01.2006 установлен новый порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе по долгам казны и бюджетных учреждений, следовательно, у налоговой инспекции нет возможности взыскивать задолженность по налогам и пеням с получателей средств федерального бюджета путем вынесения, в соответствии со статьей 47 НК РФ, постановления о взыскании налога за счет иного имущества должника.
В отзыве на кассационную жалобу, в заседании суда предприятие отклоняет доводы кассационной жалобы, считает принятое судом определение законным и обоснованным, указывает на то, что у КГУП "П" имеется расчетный счет, открытый в ОАО АКБ "Приморье".
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнений к кассационной жалобе, отзыва на жалобу, заслушав представителя предприятия, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что КГУП "П" представляло в налоговую инспекцию налоговые декларации по налогам, подлежащим уплате в бюджеты различных уровней.
Так как в добровольном порядке налоги уплачивались не в полном объеме, налоговый орган выставил в адрес предприятия требования об уплате налогов и пени. В связи с тем, что данные требования оставлены без исполнения, налоговая инспекция приняла решения о взыскании налогов (пени) за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках. Так как у налогового органа имелись сведения о наличии у КГУП "П" 3 лицевых счетов получателя бюджетных средств в ФГУ Приморское казначейство по МО Пограничный район, а взыскание с должника денежных средств со счетов, открытых в казначействе, в бесспорном порядке законодательством не предусмотрено, налоговый орган обратился за взысканием налогов (пени) в судебном порядке.
Прекращая производство по делу, арбитражный суд указал в качестве основания прекращения пункт 1 статьи 150 АПК РФ - дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, то есть указал на отсутствие у налоговой инспекции процессуального права на обращение в арбитражный суд.
Вместе с тем судом указано, что предприятие имеет 3 лицевых счета получателя бюджетных средств в ФГУ Приморское казначейство по МО Пограничный район, у налогового органа отсутствует информация о наличии расчетных счетов в банках. В соответствии с пунктом 5 статьи 46 НК РФ взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" от 23.12.2004 N 173-ФЗ установлено, что взыскание средств по денежным обязательствам получателя средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с предъявленными в территориальные органы Федерального казначейства исполнительными листами и судебными приказами судебных органов и на основании расчетных документов получателей средств федерального бюджета исключительно в пределах целевых назначений в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов федерального бюджета.
Арбитражным судом при рассмотрении дела не установлено, что у КГУП "П" имеются кроме бюджетных средств иные средства, а кроме лицевых счетов получателя бюджетных средств в органах Федерального казначейства - иные лицевые счета, открытые в банках.
При изложенных выше обстоятельствах, у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для прекращения производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует устранить отмеченные выше нарушения, установить все обстоятельства по делу, являющиеся существенными для рассмотрения заявления налогового органа. При этом суду следует учесть, что с 01.01.2006 установлен новый порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что установлено статьей 239 Бюджетного кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 27.12.2005 N 197-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон "Об исполнительном производстве".
Руководствуясь статьями 286-289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
определение Арбитражного суда Приморского края от 03.11.2005 по делу N А51-13854/2005-31/497 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 марта 2006 г. N Ф03-А51/06-2/411
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании