Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 мая 2006 г. N Ф03-А04/06-1/1304
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 01.02.2006 по делу N А04-1080/05-15/17 Арбитражного суда Амурской области, по иску Муниципального унитарного предприятия "Жилищный коммунальный сервис" к Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица: Финансовый отдел Администрации Тамбовского района, Финансовый департамент администрации Амурской области, администрация Тамбовского района, о взыскании 587297,23 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2006 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищный коммунальный сервис" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 587297,23 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг в период с октября по декабрь 2003 года (с учетом уточненных требований) в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Финансовый отдел администрации Тамбовского района, Администрация Тамбовского района, Финансовый департамент администрации Амурской области.
Решением от 06.06.2005 в удовлетворении исковых требований отказано со ссылкой на то обстоятельство, что МУП "Жилищный коммунальный сервис" не представил документы, подтверждающие размер убытков.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.11.2005 решение отменено и отправлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Амурской области.
При новом рассмотрении решением от 01.02.2006 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Обратившись в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой на состоявшееся решение от 01.02.2006, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области просит его отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и не соответствующее фактически обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Заявитель жалобы просит решение суда отменить и освободить его от ответственности. По его мнению, суд неправомерно взыскал расходы истца за счет казны Российской Федерации, поскольку пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901, обязанность по возмещению расходов, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных льгот гражданам, проживающим в жилищном фонде, находящемся в собственности субъекта РФ и муниципального образования, отнесена на субъект РФ.
Считает, что при принятии решения судом не учитывались нормы Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", согласно которым из федерального бюджета субъекту РФ предоставляются субвенции для возмещения фактически произведенных расходов.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, Муниципальное унитарное предприятие "Жилищный коммунальный сервис" в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в период с октября по декабрь 2003 года предоставляло льготы по оплате жилья и коммунальных услуг лицам, имеющим право на их получение.
Полагая, что ему не возмещены понесенные им расходы в сумме 587297,23 руб., МУП "Жилищный коммунальный сервис" обратилось с настоящим иском в суд.
При новом рассмотрении спора суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Согласно пункту 16 Постановления Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 льготы по оплате коммунальных услуг возмещаются по муниципальному жилищному фонду и находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации в порядке, установленном субъектами и органами местного самоуправления.
Постановлениями Правительства от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
В Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2003 год" на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг Амурской области предусмотрено выделение 110320 тыс. руб. Законом Амурской области "Об областном бюджете на 2003 год" - 110320 тыс. руб., из них Тамбовскому району - 2344 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования полученных субъектом бюджетных средств в деле не имеется.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурскую область - финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Тамбовского района, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 587297,23 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 01.02.2006 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1080/05-15/17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 мая 2006 г. N Ф03-А04/06-1/1304
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании