Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1649
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 10.02.2006 по делу N А73-6559/2005-30 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Открытого акционерного общества "Хабаровскэнерго" к Администрации Комсомольского муниципального района, Финансовому управлению администрации Комсомольского муниципального района, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 231337 руб. 41 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2006 года.
Открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации Комсомольского муниципального района, Финансовому управлению администрации Комсомольского муниципального района, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 231337 руб. 41 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате электроэнергии в соответствии с ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" и "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы".
Определением от 28.09.2005 к участию в деле привлечены в качестве соответчиков Российская Федерация в лице Минфина РФ, Хабаровский край в лице Минфина Хабаровского края, Городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Финуправления администрации г. Комсомольска-на-Амуре.
Решением суда от 10.02.2006 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Правильность судебного акта проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Минфина РФ в лице УФК по Хабаровскому краю, полагающего их отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льготы реабилитированным лицам, так как в соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419 "Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий" возмещение данных расходов производится за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Ссылаясь на статью 11 ФЗ "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы", считает, что в материально правовом отношении - обязательстве по возмещению расходов на предоставление льгот Героям СССР, Героям РФ состоят местные финансовые органы, а не Минфин РФ.
Кроме того, указывает, что из Фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" и "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы" субъекту РФ выделено достаточно средств.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания жалобы, участия в заседании суда не приняли.
От администрации г. Комсомольска-на-Амуре поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ОАО "Хабаровскэнерго" за счет собственных средств в период с октября по декабрь 2004 года предоставило льготы в размере 50% по оплате электроэнергии гражданам, имеющим на это право, проживающим в г. Комсомольске-на-Амуре, в соответствии с ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" и "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы".
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 231337 руб. 41 коп., составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Статьей 16 ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" предусмотрена льгота в виде 50% скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, подвергшимся политическим репрессиям.
В соответствии со статьей 17 Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" предоставление таких льгот соответствующей категории граждан определено Правительством РФ.
Пункт 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий (утв. Постановлением Правительства РФ N 419 от 03.05.1994), устанавливает в качестве источника предоставления льгот бюджет субъекта РФ и местный бюджет с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
В соответствии со ст. 11 ФЗ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров орденов Славы" расходы предприятий, связанные с реализацией настоящего Закона, возмещаются местными финансовыми органами на основании счетов, подтвержденных лицами, получившими права и льготы в соответствии с настоящим Законом, путем перечисления средств на счета предприятия за счет средств федерального бюджета. Порядок возмещения установлен Письмом Минфина РФ от 05.10.1993 N 112, согласно пункту 5 которого возмещение расходов предприятий, организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, производится за счет средств местных бюджетов, поскольку при формировании местных бюджетов предусматривается соответствующая дотация, учитывающая эти расходы.
Таким образом, возмещение указанных расходов осуществляется местными органами власти не за счет собственных средств бюджета муниципального образования, а за счет средств федерального бюджета.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что финансирование расходов, связанных с предоставлением федеральных льгот по оплате коммунальных услуг, не относится к вопросам местного значения.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Согласно ст. 84 Бюджетного кодекса РФ к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета, относятся расходы по обеспечению осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
Следовательно, возложенные федеральными законами на субъекты Федерации и муниципальные образования государственные полномочия по предоставлению указанных льгот населению должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджеты субъекта федерации, муниципального образования целевым назначением в соответствии со ст. 130 Бюджетного кодекса РФ как отдельный вид расходов бюджета, из которого они передаются, и учитываются раздельно по каждому виду расходов.
Доведение средств федерального бюджета, утвержденных ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" на реализацию льгот, установленных федеральными законами, в бюджеты субъектов РФ произведено в полном объеме, которых оказалось недостаточно для компенсации фактически предоставленных в спорный период льгот. Доказательств их нецелевого использования субъектом или муниципальным образованием ответчиком не представлено.
Ссылка заявителя жалобы на то, что целевое финансирование расходов по реализации гражданам права на льготную оплату коммунальных услуг осуществляется не предварительно, а по факту наличия у субъекта Российской Федерации соответствующих расходов является несостоятельной, поскольку такой порядок противоречил бы указанному выше бюджетному законодательству.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Хабаровский край - финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанных Федеральных законов, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 231337,41 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 10.02.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-6559/2005-30 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1649
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании