Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 июня 2006 г. N Ф03-А24/06-2/1612
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Камчатскэнерго" на решение от 14.12.2005, постановление от 01.02.2006 по делу N А24-6432/04-08 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению открытого акционерного общества "Камчатскэнерго" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатской области о признании незаконным и отмене постановления.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2006 года.
Открытое акционерное общество "Камчатскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании незаконным и отмене протокола и постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатской области о привлечении его к административной ответственности на основании части 2 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непредставление сведений, предусмотренных антимонопольным законодательством.
Решением суда первой инстанции от 30.03.2005 производство по делу в части требования о признании незаконным и отмене протокола об административном правонарушении прекращено, в остальной части заявление удовлетворено по мотиву отсутствия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.8 КоАП РФ.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.06.2005 решение суда оставлено без изменения по тем же основаниям.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 05.10.2005 принятые по делу судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение в связи с несоответствием выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам.
При новом рассмотрении дела решением суда первой инстанции от 14.12.2005 производство по делу в части признания незаконным и отмене протокола Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Камчатской области от 28.10.2004 прекращено в связи с отказом общества от указанного требования.
В остальном заявление оставлено без удовлетворения.
Суд признал факт совершения обществом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.8 КоАП РФ, доказанным. Кроме того, сослался на пропуск обществом срока на обжалование постановления административного органа, установленного статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отсутствии оснований для его восстановления.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.02.2006 решение суда оставлено без изменения. Суд второй инстанции подтвердил вывод суда о доказанности совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.8 КоАП РФ.
Вывод суда об отсутствии оснований для восстановления пропущенного срока на обжалование постановления антимонопольного органа признал неправомерным. Однако поскольку это не повлияло на законность решения суда первой инстанции, судебный акт суда первой инстанции оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Камчатскэнерго" просит принятые по делу судебные акты отменить, заявление удовлетворить. По мнению общества, судами обеих инстанций неправильно применены нормы материального права.
Кроме того, в дополнении к кассационной жалобе от 06.06.2006 общество сообщает о том, что решение антимонопольного органа, вынесенное по делу в связи с рассмотрением которого запрашивались документы, Арбитражным судом Камчатской области признано недействительным.
ОАО "Камчатскэнерго" и Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатской области извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, однако их представители на заседание суда кассационной инстанции не явились.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 9-00 08.06.2006 до 9-00 15.06.2006.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, антимонопольным органом в связи с рассмотрением заявления ФГУ "Российский морской регистр судоходства" о нарушении ОАО "Камчатскэнерго" пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) путем навязывания контрагентам незаконных условий договоров, 21.09.2004 запрошены: копия договора энергоснабжения N 784 от 01.04.2004; переписка по заключению Соглашения от 23.07.2004 о внесении изменений в договор N 784 от 01.04.2004; нормативно-правовое обоснование пункта 6.8 Соглашения от 23.07.2004 о внесении изменений в договор N 784 от 01.04.2004; сведения о хозяйствующих субъектах-абонентах, осуществляющих расчеты за пользование электрической энергией на условиях Соглашения от 23.07.2004.
Поскольку в представленных 30.09.2004 обществом по запросу антимонопольного органа и представленных ФГУ "Российский морской регистр судоходства" копиях трехстороннего соглашения N 784, имелись противоречия, обществу 06.10.2004 направлен повторный запрос о представлении пояснения. Кроме того, у общества запрошено нормативно-правовое обоснование (помимо договоренности сторон) включения в трехстороннее соглашение либо в договор энергоснабжения условий о применении штрафных санкций и взимания процентов при просрочке платежей за пользование электрической энергией. Срок представления информации - 20.10.2004. На данный запрос ОАО "Камчатскэнерго" сообщило, что запрашиваемая информация представлена 30.09.2004.
Определением 13.10.2004 антимонопольным органом в отношении ОАО "Камчатскэнерго" возбуждено дело N 21-08/29-27-04 АР по признакам нарушения пункта 1 статьи 5 Закона о конкуренции, которым обществу вновь предложено представить информацию о том, какой договор из представленных 30.09.2004, является действующим; перечень хозяйствующих субъектов, с которыми заключены аналогичные трехсторонние соглашения; пояснения по вопросу о различных условиях, содержащихся в субабонентских соглашениях и договорах на потребление электроэнергии (в части оснований прекращения подачи электроэнергии, ответственности за перерасход договорного количества потребленной электроэнергии); сведения о суммах взысканных платежей с субабонентов за перерасход договорного количества электроэнергии за период с 01.01.2004 по 13.10.2004. Срок представления - 22.10.2004. Дело назначено к рассмотрению на 28.10.2004.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 28.10.2004 и постановлению о наложении штрафа от 29.10.2004, на момент рассмотрения дела 28.10.2004 не были представлены сведения о хозяйствующих субъектах-абонентах, которым установлен порядок расчетов за пользование электрической энергией на условиях соглашения с заявителем; нормативно-правовое обоснование (помимо ссылки на договоренность сторон) установленного соглашением порядка расчетов; сведения о том, какой договор является действующим: N 784 от 06.12.2002 или N 784 от 01.04.2004; сведения о суммах взысканных платежей с субабонентов за перерасход договорного количества электроэнергии, в связи с чем рассмотрение дела отложено на 03.11.2004, а общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.8 КоАП РФ.
Оспаривая постановление административного органа, общество указывает на то, что сведения, запрошенные 13.10.2004, относятся к другому делу и были своевременно 30.09.2004 направлены в антимонопольный орган.
Кроме того, по мнению общества, часть 2 статьи 19.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление сведений, несвоевременное представление сведений не влечет административной ответственности по указанной норме.
Согласно части 2 статьи 19.8 КоАП РФ административным правонарушением признается непредставление в Федеральный антимонопольный орган или органы регулирования естественных монополий сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, либо представление заведомо недостоверных сведений, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 данной статьи.
Статьей 14 Закона о конкуренции установлено: коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по требованию антимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его законной деятельности.
Таким образом, исходя из содержания данной нормы, антимонопольный орган вправе требовать представления необходимых для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства документов, письменных и устных объяснений и иной информации.
При проверке законности оспариваемого постановления, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на момент рассмотрения дела N 21-08/29-27-04АР по признакам нарушения антимонопольного законодательства, обществом не представлены по запросу антимонопольного органа в срок до 22.10.2004 и на момент составления протокола - 28.10.2004 перечень хозяйствующих субъектов - субабонентов, с которыми заключены трехсторонние соглашения, пояснения по вопросу включения в трехсторонние соглашения различных условий, сведения о суммах взысканных платежей с субабонентов за перерасход договорного количества электроэнергии и пояснение о том, что является действующим: договор на отпуск и потребление электроэнергии или трехстороннее соглашение.
Указанные документы представлены только 29.10.2004, что подтверждено материалами дела.
При таких обстоятельствах вывод судов об обоснованном привлечении общества к административной ответственности, правомерен.
Довод общества о том, что в данном случае имело место несвоевременное представление документов, неоснователен, поскольку документы на момент составления протокола не были представлены. Несвоевременность имела бы место в случае представления документов не в установленный антимонопольным органом срок, но до составления протокола об административном правонарушении.
Также неосновательна ссылка общества на то, что вынесенные антимонопольным органом на основании указанных документов решение и предписание признаны недействительными, так как не влечет освобождение от ответственности по части 2 статьи 19.8 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление от 01.02.2006 по делу N А24-6432/04-08 Арбитражного суда Камчаткой области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 июня 2006 г. N Ф03-А24/06-2/1612
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании