Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 февраля 2008 г. N Ф03-А73/07-2/6343
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ООО "Ш" - Мерецкая Н.А. - представитель, дов. б/н от 25.10.2007, от ответчика: ИФНС России по Комсомольскому району Хабаровского края - Ищенко Н.А. - главный госналогинспектор, дов. N 9051 от 18.12.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району Хабаровского края на решение от 30.01.2007, постановление от 20.08.2007 по делу N А73-10422/2006-16 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ш" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району Хабаровского края, 3-е лицо - Администрация Комсомольского муниципального района, о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Ш" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением (с учетом уточненных требований) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району Хабаровского края (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) N 30 от 11.09.2006 в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 1192760 руб., соответствующих пени, штрафа, а также снизить размер штрафа по налогу на прибыль.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация Комсомольского муниципального района.
Решением суда от 30.01.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.08.2007, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. При этом суд, применив статьи 112 и 114 НК РФ, снизил размер штрафа по налогу на прибыль до 10000 руб.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционной инстанции, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению заявителя жалобы, судом принято решение по неполно выясненным обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.
Представитель общества в судебном заседании против доводов жалобы возражал, просил решение суда, постановлением апелляционной инстанции оставить без изменения.
Администрация Комсомольского муниципального района надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимала.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка ООО "Ш" и его обособленного подразделения участок ООО "Ш" по вопросам правильности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налогов, в том числе НДС за период с 11.10.2002 по 01.11.2005. По результатам проверки составлен акт N 6/1522ДСП от 31.03.2006 и принято решение N 30 от 11.09.2006 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде налоговых санкций в общей сумме 298911 руб., в том числе по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) НДС в сумме 250452 руб. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить доначисленные налоги в общей сумме 1281882 руб., пени в общей сумме 470133 руб., в том числе НДС в сумме 1263054 руб., пени в сумме 380167 руб.
В решении налогового органа содержится вывод о том, что общество в нарушение пункта 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 НК РФ завысило налоговые вычеты за оплаченное топливо из средств Фонда (целевое финансирование) в сумме 1192760 руб.
Не согласившись с решением налогового органа в части доначисления НДС, пени и штрафа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, а также о снижении штрафа, доначисленного на налог на прибыль в сумме 48121 руб.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования, правомерно исходил из следующего.
При разрешении спора судом установлено, что ООО "Ш" фактически осуществляет вид деятельности - оказание коммунальных услуг, коммунальное и бытовое водоснабжение, розничная торговля, общественное питание.
ООО "Ш" в 2004 году предъявило к вычету из бюджета НДС в сумме 1192760 руб. за топливо, поставленное КГУП "Хабаровсккрайтопливо". Оплата за топливо произведена на основании договора поручения от 14.04.2004 N 04/2004-03-МУП-1 администрацией Комсомольского района. За 2004 год образовалась задолженность ООО "Ш" перед администрацией Комсомольского района за поставленное топливо, которая была погашена путем взаимных требований, поскольку администрация района должна была обществу денежные средства из бюджета по убыткам, возникшим от реализации услуг населению, пользующемуся льготами. Указанные обстоятельства подтверждаются актами сверок и соглашением о зачете взаимных требований за февраль-декабрь 2004 года.
По мнению налогового органа, топливо и НДС, оплаченный поставщикам, оплачены за счет средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в виде субсидий на государственную поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, и должна поступить ООО "Ш" безвозмездно.
В соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ Приложение N 13 из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в виде субсидий на государственную поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к нам местности с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровскому краю распределены суммы финансовой помощи в размере 350000 тыс. руб.
В соответствии с Законом Хабаровского края от 29.12.2003 N 155 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год" Приложение N 2 350000 тыс. руб. включены в виде доходов в краевой бюджет в полном объеме.
Решением Совета народных представителей Комсомольского района Хабаровского края N 163 от 25.12.2003 "Об утверждении районного бюджета на 2004 год" (с изм. от 26.04.2005 N 32), от 21.06.2005 N 65 "Об утверждении отчета об исполнении районного бюджета на 2004 год" ООО "Ш" является получателем средств районного бюджета для возмещения убытков от оказания жилищно-коммунальных услуг населению.
Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 вычеты.
Вычетам, в частности, подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых облагаемыми этим налогом в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса.
Статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющими право на налоговые вычеты и порядок их применения, не предусмотрено, что налогоплательщики, получающие из бюджета дотации в связи с применением ими государственных регулируемых цен или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не вправе предъявлять суммы налога на добавленную стоимость к вычету. В таком случае применяется общий порядок предъявления налога на добавленную стоимость к вычету, установленный статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, признание судом права ООО "Ш" на налоговый вычет в сумме 1192760 руб. является правомерным.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции считает, что дело рассмотрено судами в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полно, всесторонне и объективно, нарушений требований процессуального закона, влекущих, в силу статьи 288 АПК РФ, безусловную отмену судебных актов, суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.01.2007, постановление от 20.08.2007 по делу N А73-10422/2006-16 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на установленные данной статьей налоговые вычеты.
По мнению налогового органа, общество неправомерно предъявило к возмещению из бюджета сумму НДС, уплаченную при расчете с поставщиками за счет средств целевого финансирования, предоставленных бюджетом.
Суд сделал вывод о том, что общество правомерно применило налоговый вычет по НДС.
Общество предъявило НДС к вычету за поставленное топливо. Оплата за топливо была произведена за счет денежных средств, поступивших из бюджета для возмещения убытков общества, возникших от реализации услуг населению, пользующемуся льготами.
Согласно ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ вычеты.
Суд указал, что статьями 171 и 172 НК РФ, определяющими право на налоговые вычеты и порядок их применения, не предусмотрено, что налогоплательщики, получающие из бюджета дотации в связи с применением ими государственных регулируемых цен или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не вправе предъявлять суммы НДС к вычету. В таком случае применяется общий порядок предъявления НДС к вычету, установленный ст. 172 НК РФ.
Поэтому суд поддержал позицию общества, решение по делу оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 февраля 2008 г. N Ф03-А73/07-2/6343
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании