Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 октября 2006 г. N Ф03-А04/06-1/3353
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 23.06.2006 по делу N А04-1671/06-6/88 Арбитражного суда Амурской области, по иску муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" к Администрации Магдагачинского района, Финансовому департаменту администрации Амурской области, Минфину РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области о взыскании 97017,22 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 10.10.2006. Полный текст постановления изготовлен 17.10.2006.
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" п. Магдагачи обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Финансовому департаменту администрации Амурской области, Администрации Магдагачинского района, Минфину РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области о взыскании 97017,22 руб., составляющих убытки от предоставления в 2003 году льгот гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
Определением суда от 15.05.2006 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Финансовое управление администрации Магдагачинского района, Отдел социальной защиты населения Магдагачинского района.
Решением суда от 23.06.2006 иск удовлетворен в полном объеме за счет казны РФ в лице Минфина РФ со ссылкой на то, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", не выделялись. В части исковых требований к Финансовому департаменту администрации Амурской области производство по делу прекращено, в связи с отказом истца от иска.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст.ст. 274, 284 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой министерство просит отменить решение суда.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение ст. 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей предоставление льгот за счет средств бюджетов субъекта РФ с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Обращает внимание на то, что на основании ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" в консолидированные бюджеты субъектов РФ передавались денежные средства в виде 100% от полученной суммы налога на доходы физических лиц, который является федеральным налогом, кроме того, средства на реализацию льгот ветеранам учтены при расчете суммы трансферта из Фонда финансовой поддержки регионов.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, истец в 2003 году предоставлял льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50% гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах". В связи с невозмещением ему понесенных в декабре расходов по предоставлению льгот, у него образовались убытки в сумме 97017,22 руб., о взыскании которых заявлен иск.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.05.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. За счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг. Указанная статья предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, имеющих целевое назначение.
Исходя из ФЗ "О ветеранах", с учетом ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ, ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", суд пришел к обоснованному выводу о том, что финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в 2003 году из федерального бюджета денежные средства на реализацию ФЗ "О ветеранах" в части предоставления льгот по жилищно-коммунальным услугам субъекту целевым назначением не передавались, как не запланированные законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации, что соответствует Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также содержащему запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
При этом судом правомерно отклонены доводы ответчика о передаче субъекту денежных средств на указанные цели путем нормативных отчислений от налогов, а также при расчете суммы трансферта, так как Минфин РФ не доказал финансирование в предусмотренном порядке - целевым назначением из федерального бюджета реализации закона, установившего льготы.
Таким образом, постановление суда принято с соблюдением норм процессуального и материального права, оснований для его отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.06.2006 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1671/06-6/88 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 октября 2006 г. N Ф03-А04/06-1/3353
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании