Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 октября 2006 г. N Ф03-А73/06-1/3383
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Малов С.А. - представитель по доверенности от 20.09.2006 б/н; Серова И.И. - руководитель, от ответчика: от Управления кадастра объектов недвижимости: Резанова Л.А. - начальник отдела, доверенность от 13.09.2006 N 985; Жуков В.И. - главный специалист, доверенность от 13.09.2006 N 986; от ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Хабаровскому краю: Чеботарева Е.А. - представитель, доверенность от 22.08.2006 N 21, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Дальневосточного окружного управления геодезии и картографии Федерального агентства геодезии и картографии Министерства транспорта РФ на определение от 31.05.2006 по делу N А73-3459/2006-23 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Дальневосточного окружного управления геодезии и картографии Федерального агентства геодезии и картографии Министерства транспорта Российской Федерации к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Хабаровскому краю, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата", третье лицо Хабаровская межрайонная природоохранная прокуратура Хабаровского края, о признании ненормативных правовых актов недействительными.
Резолютивная часть постановления объявлена 10.10.2006. Полный текст постановления изготовлен 17.10.2006.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании кассационной инстанции объявлялся перерыва до 14 часов 10 минут 10.10.2006.
Дальневосточное окружное управление геодезии и картографии Федерального агентства геодезии и картографии Министерства транспорта Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края (далее - управление геодезии и картографии) с заявлением о признании недействительными приказов, изданных Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Хабаровскому краю совместно с Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата", - от 01.11.2005 N 54/144 "Об использовании местных систем координат" и от 22.03.2006 N 27/20 "О внесении изменений и дополнений в приказ от 01.11.2005 N 54/144". Требования заявлены со ссылкой на ст.ст. 198, 199 АПК РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Хабаровская межрайонная природоохранная прокуратура Хабаровского края.
В ходе производства по делу суд пришел к выводу о нормативном характере оспариваемых актов (определение от 29.05.2006).
Определением от 31.05.2006 производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. При этом суд исходил из того, что оспариваемые акты не являются нормативными правовыми либо ненормативными правовыми, они носят организационно-распорядительный характер; кроме того, данные акты не нарушают права заявителя.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе управление геодезии и картографии просит отменить состоявшееся определение и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель полагает, что судом не приняты во внимание письма, свидетельствующие об обязательности исполнения оспариваемых приказов, в связи с чем вывод о рекомендательном характере этих приказов считает неправильным. Ссылается на отсутствие правомочий на издание подобных актов ответчиками; приводит доводы о том, что оспариваемые акты создают препятствия при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности; ошибочным считает вывод о ненарушении прав заявителя в результате издания оспариваемых приказов.
В заседании суда кассационной инстанции представители управления геодезии и картографии привели доводы в поддержку кассационной жалобы, дали по ним пояснения. Представители ответчиков возражали против позиции заявителя, просили оставить обжалуемое определение без изменения.
Проверив законность определения от 31.05.2006, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для его отмены, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, не установил.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В силу ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства: дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если их рассмотрение федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда (глава 23 АПК РФ); дела об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если их рассмотрение не отнесено к компетенции других судов (глава 24 АПК РФ).
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 N 2). Под ненормативным правовым актом (правовой акт индивидуального характера) понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц либо круга лиц и при этом не создающий правил поведения, рассчитанных на неоднократное применение.
Судом установлено, что оспариваемые управлением геодезии и картографии приказы от 01.11.2005 N 54/144 и от 22.03.2006 N 27/20 подписаны руководителями Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Хабаровскому краю и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Хабаровскому краю. Названные приказы предназначены для использования в работе структурами, возглавляемыми этими руководителями, то есть они относятся к числу организационно-распорядительных документов.
В этой связи, учитывая положения Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009), вывод суда о том, что оспоренные заявителем приказы не являются нормативными правовыми актами, следует признать правильным.
Также правильным является вывод суда о том, что оспариваемые приказы нельзя рассматривать в качестве ненормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку эти приказы не порождают гражданских прав и обязанностей для заявителя по делу.
Следовательно, приказы от 01.11.2005 N 54/144 и от 22.03.2006 N 27/20 не могут выступать предметом судебного обжалования по заявлению управлением геодезии и картографии.
Поскольку у заявителя отсутствовало процессуальное право на обращение в арбитражный суд, прекращение производства по делу соответствует закону - п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены обжалуемого определения и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
определение от 31.05.2006 по делу N А73-3459/2006-23 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 октября 2006 г. N Ф03-А73/06-1/3383
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании