Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 апреля 2009 г. N Ф03-694/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: А.В. Юн, начальник отдела, доверенность от 06.10.2008 N 607, от ответчика: М.И. Котельников, представитель, доверенность б/н от 11.01.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Трансбункер-Находка" на решение от 06.08.2008, на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2008 по делу N А51-3012/2008 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к закрытому акционерному обществу "Трансбункер-Находка", третье лицо: закрытое акционерное общество "Приморские ворота-Восточный завод", о взыскании 1302660 руб. 32 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2009 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", дорога) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к закрытому акционерному обществу "Трансбункер-Находка" (далее - ЗАО "Трансбункер-Находка") о взыскании на основании статьи 39 УЖТ РФ 1165271 руб. 12 коп., составляющих плату за пользование вагонами, прибывшими в адрес ответчика на станцию назначения Рыбники ДВЖД, за время ожидания вследствие невозможности их подачи под выгрузку с 27.11.2007 по 08.12.2007 и 137389 руб. 20 коп. штрафа на основании статьи 99 УЖТ РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено закрытое акционерное общество "Приморские ворота-Восточный завод" (далее - ЗАО "Приморские ворота-Восточный завод").
Решением суда от 06.08.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2008, исковые требования удовлетворены частично. С ЗАО "Трансбункер-Находка" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 1165271 руб. 12 коп. платы за пользование вагонами, 25000 штрафа с учетом применения статьи 333 ГК РФ.
В кассационной жалобе ЗАО "Трансбункер-Находка" просит отменить состоявшиеся судебные акты, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, действительной причиной простоя вагонов на станции Рыбники была несвоевременная уборка перевозчиком порожних вагонов с выставочного пути, однако судом оценки этому обстоятельству не дано. Указывает, что дорогой производилась подача вагонов с превышением установленного количества. Ссылается на неправомерное начислении платы за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО "РЖД".
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просило оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ЗАО "Трансбункер-Находка" и ОАО "РЖД" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее соответственно, дав по ним пояснения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым их отменить в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" (далее - порт) заключен договор от 19.02.2004 N 246 об эксплуатации подъездного железнодорожного пути порта сроком действия с 30.01.2004 по 29.01.2009, пунктом 18 которого предусмотрено, что на условиях настоящего договора вагоны подаются контрагентам, в том числе ЗАО "Трансбункер-Находка".
В адрес ЗАО "Трансбункер-Находка" с 27.11.2007 по 08.12.2007 прибывали вагоны, которые длительное время находились на путях станции Рыбники ДВЖД по вине ответчика, вследствие невозможности их подачи под выгрузку ввиду занятости фронта выгрузки сверх технологического времени.
Данный факт подтверждается актами общей формы за NN 602043, 602047, 602048, 602049, 602084, 602085, 602053, 602054, 602055, 602056, 602057, 602040, 602041, 602042, 602044, 602045, 602046, 602066, 602067, 602073, 602074, 602082, 602096, 602097, 602098, 602086, 602087, 602088, 602079, 602080, 602081, 602101, 602102, 602103, 602105, 602106, 602108, 602109, 602122, 602140, ведомостями подачи и уборки вагонов за NN 902700, 902701, 902702, 902703, 902704, 902713, 902714, 902715, 902721, 902722, 902723, 902725, 902726, 902755.
Ответчику начислена плата за пользование вагонами за время простоя на станции назначения в размере 1165271 руб. 12 коп., штраф за задержку вагонов в размере 83600 руб. и выставлен счет от 21.01.2008 N 7.
Отсутствие оплаты со стороны грузополучателя - ЗАО "Трансбункер-Находка" послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований в части взыскания платы за пользование вагонами, судебные инстанции исходили из следующего.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
Таким образом, акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя.
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами, в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ вышеперечисленные акты общей формы, составленные на станции Рыбники ДВЖД по факту простоя вагонов в ожидании их приема. В данных актах перечислены номера вагонов, прибывшие в адрес ЗАО "Трансбункер-Находка" с указанием наименования груза, указана причина задержки (занятость фронта выгрузки); отражено время начала и окончания задержки (время подачи вагонов и время их приема). В актах учинена запись о том, что они составлены в присутствии представителя грузополучателя (ЗАО "Трансбункер-Находка"), который от их подписания отказался. Факт отказа удостоверен подписями двух представителей дороги.
На основании данных актов истцом в соответствии с параграфом 87 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности составлены ведомости подачи и уборки вагонов, в которых произведен расчет платы за простой.
Данные ведомости подписаны представителем ответчика с возражениями. При этом в возражениях указано, что акты не были предъявлены на подпись в момент совершения операции, ответчик не был надлежащим образом уведомлен о составлении актов общей формы, вагоны прибыли ранее срока доставки, фронт слива был занят под выгрузкой, норма суточной переработки вагонов выполнялась.
С учетом вышеизложенного, положений статей 39, 119 УЖТ РФ, раздела 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (п. 3.2.4), п.п. 4.5, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования судом обоснованно в качестве соответствующих доказательств приняты акты общей формы.
При этом судом принято во внимание, что ответчиком не представлено доказательств вручения ОАО "РЖД" возражений или разногласий к актам в течение суток, как того требуют положения п. 3.2.4 названных Правил (акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов и памятки приемосдатчика направлялись ответчику письмом от 24.12.2007 N 76), а также доказательств того, что ЗАО "Трансбункер-Находка" в адрес истца направлялись уведомления о неготовности подачи вагонов под выгрузку.
В этой связи несостоятелен довод жалобы относительно составления актов общей формы с нарушением Правил.
Кроме того, судом отклонен довод ответчика, аналогичный доводу кассационной жалобы, о том, что под разгрузку подавались вагоны с превышением установленного количества, поскольку условиями договора не определено количество вагонов, подаваемых под разгрузку.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания платы за пользование вагонами за время их нахождения на станции назначения в ожидании подачи под разгрузку в сумме 1116260 руб. 32 коп.
Кроме того, поскольку за задержку вагонов законом предусмотрена мера ответственности в виде штрафа, а представленный истцом расчет суммы штрафа соответствует требованиям статей 99, 100 УЖТ РФ, исковые требования в части взыскания штрафа суд признал обоснованными, при этом уменьшил размер штрафа в соответствии со статьей 333 ГК РФ до 25000 руб.
Между тем данные выводы суда сделаны без учета следующего.
Плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ по тарифам, установленным Федеральной службой по тарифам, может быть взыскана в пользу истца (ОАО "РЖД") при условии принадлежности ему на праве собственности или ином праве вагонов либо при условии наличия в договоре соглашения сторон о взимании платы за вагоны грузополучателя с определением ее размера.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" размер платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику - ОАО "РЖД", устанавливается Федеральной службой по тарифам, размер платы за пользование вагонами, принадлежащим другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками (п. 34).
Согласно разъяснениям, содержащимся в указанном пункте Постановления, плата за пользование вагонами обусловлена особым положением истца на рынке транспортных услуг, в связи с чем тарифы на оказываемые услуги устанавливаются Федеральной службой по тарифам. Установленные тарифы могут быть распространены на иных владельцев подвижного состава в случаях, предусмотренных в соглашениях между участниками отношений по перевозке.
Вопрос о возможности применения в отношениях между сторонами Тарифного руководства N 2 при расчете платы за пользование вагонами, не принадлежащими истцу, должен быть согласован в договоре.
Указанные обстоятельства не были предметом исследования судебных инстанций.
Как следует из материалов дела, по ведомостям подачи и уборки вагонов NN 902703, 902722, 902701, 902713, 902714, 902723 начислена плата за простой вагонов, не принадлежащих истцу, однако суды не проверили правомерность ее начисления с учетом вышеназванных обстоятельств.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене на основании статьи 288 (ч.ч. 1, 3) АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
При новом рассмотрении дела суду надлежит устранить отмеченные недостатки, установить юридически значимые для дела обстоятельства и разрешить спор в соответствии с действующим законодательством, а также распределить между сторонами государственную пошлину по кассационной жалобе в соответствии с частью 3 статьи 289 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 06.08.2008 (с учетом определения от 27.01.2009), постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2008 по делу N А51-3012/2008 Арбитражного суда Приморского края отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" размер платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику - ОАО "РЖД", устанавливается Федеральной службой по тарифам, размер платы за пользование вагонами, принадлежащим другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками (п. 34).
Согласно разъяснениям, содержащимся в указанном пункте Постановления, плата за пользование вагонами обусловлена особым положением истца на рынке транспортных услуг, в связи с чем тарифы на оказываемые услуги устанавливаются Федеральной службой по тарифам. Установленные тарифы могут быть распространены на иных владельцев подвижного состава в случаях, предусмотренных в соглашениях между участниками отношений по перевозке.
Вопрос о возможности применения в отношениях между сторонами Тарифного руководства N 2 при расчете платы за пользование вагонами, не принадлежащими истцу, должен быть согласован в договоре."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 апреля 2009 г. N Ф03-694/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании