Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 октября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/4045
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю на решение от 12.05.2006, постановление от 27.07.2006 по делу N А51-2302/2006 27-84 Арбитражного суда Приморского края, по иску общества с ограниченной ответственностью "Форд-Ност" к Администрации Находкинского городского округа, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Администрации Приморского края о взыскании 107891 руб. 13 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2006 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Форд-Ност" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Находкинского городского округа, Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 107891 руб. 13 коп. расходов, связанных с предоставлением в июле-декабре 2003 года льгот гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" от 12.05.1995 N 5-ФЗ (далее - Закон "О ветеранах").
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ следует читать как "12.01.1995"
До вынесения решения истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил сумму искового требования до 106800 руб. и сослался на ответственность Министерства финансов РФ.
Решением от 12.05.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.07.2006, исковое требование ООО "Форд-Ност" удовлетворено в уточненном объеме за счет Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных Законом "О ветеранах", не выделялись. В иске к остальным ответчикам отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю.
Жалоба мотивирована нарушением судом норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального источника спорных расходов.
При проверке законности принятых по настоящему делу решения и постановления установлено, что отмене либо изменению они не подлежат по следующим основаниям.
Спор возник в связи с предоставлением ООО "Форд-Ност" в 2003 году льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам в соответствии с Законом "О ветеранах" и на основании договора, заключенного 01.01.2003 предприятием и Управлением социальной защиты населения Администрации города Находки.
Всего за указанный период истец предоставил льгот на сумму 106800 руб., что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.
Удовлетворяя требование истца за счет Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, суд правомерно руководствовался статьей 10 указанного закона, предусматривающей возмещение расходов на реализацию указанных льгот за счет федерального бюджета.
Так, Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
При исследовании исполнения местного и краевого бюджетов судом установлено, что в 2003 году в федеральном бюджете средства на реализацию Закона "О ветеранах" не предусматривались. Между тем, в рамках финансовой помощи из бюджета Приморского края Находкинскому городскому округу частично компенсированы расходы, связанные с реализацией данного закона за счет собственных средств.
В соответствии с Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2003 год" из краевого бюджета возмещение расходов на компенсацию указанных льгот в бюджете города Находка запланировано в размере 25956 руб., профинансировано 21634 руб.
Доказательств нецелевого использования денежных средств в материалах дела не имеется. Между тем, объем предоставленных средств не покрыл спорные расходы истца в 2003 году по реализации Закона "О ветеранах".
Таким образом, Приморский край как субъект Федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных краевым бюджетом при реализации Закона "О ветеранах", предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию указанного Закона в пределах своих финансовых возможностей.
Суды обеих инстанций правомерно отказали в иске к Администрации Приморского края, Администрации Находкинского городского округа, так как пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что для выполнения спорных государственных полномочий средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий и суд правомерно возместил понесенные истцом убытки за счет Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что, если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, исполнение этих обязательств является реализацией полномочий Российской Федерации в области социальной защиты населения, и финансирование спорных расходов должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Ответственным лицом за предоставление соответствующих средств в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 указано Министерство финансов РФ.
Доводы заявителя о том, что расходы на реализацию льгот населению, предусмотренные федеральными законами, должны производиться за счет региональных бюджетов, судом первой и апелляционной инстанций отклонены законно, так как данные доводы противоречат действующему бюджетному законодательству, согласно которому обеспечение исполнения федеральных законов о льготах для населения и федерального бюджета относится к компетенции Министерства финансов РФ и соответственно ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на этом лице.
Данный вывод содержится в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 22.06.2006 N 23, вследствие чего ссылка заявителя кассационной жалобы на необоснованность удовлетворения иска за счет средств федерального бюджета является неосновательной.
Исходя из изложенного, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 12.05.2006, постановление от 27.07.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-2302/2006 27-84 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 октября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/4045
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании