Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 октября 2006 г. N Ф03-А73/06-1/3386
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Сбоев В.П. - юрисконсульт по доверенности б/н от 30.09.04, от ответчика: Минфина РФ - Петренко В.А., начальник юр. отдела по доверенности N 1547 от 31.01.05; Минфина Хабаровского края - Белоножко Т.Г., начальник юр. отдела по доверенности N 19-11/1194 от 05.07.05, от третьего лица: Финдепартамента администрации г. Хабаровска - Елизаров С.Н., консультант отдела по доверенности N 01-09/2056 от 14.09.06; Малашкин Д.Л., консультант отдела по доверенности N 04-02/2852 от 28.12.05, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Хабаровского края, Правительства Хабаровского края, муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное управление" на решение от 27.03.2006, постановление от 03.07.2006 по делу N А73-18157/2005-35 (АИ-1/674/06-8) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ, 3-и лица: Правительство Хабаровского края, Финансовый департамент администрации г. Хабаровска, о взыскании 23728400 руб. 24 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2006 года.
Муниципальное унитарное предприятие г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 23715303 руб. (с учетом уточнений), составляющих расходы, связанные с представлением льготного проезда гражданам на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и Закона Хабаровского края "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2001-2003 годы".
Определением суда от 01.02.2006 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Хабаровского края, Финансовый департамент администрации г. Хабаровска.
Решением от 27.03.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.07.2006, исковые требования истца удовлетворены путем взыскания 10171938 руб. с Министерства финансов Хабаровского края за счет казны субъекта. В остальной части иска отказано. В иске к Российской Федерации в лице Минфина РФ в части взыскания убытков от предоставления льгот по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" отказано в связи с истечением срока исковой давности.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ на основании кассационных жалоб Министерства финансов Хабаровского края, Правительства Хабаровского края, МУП "Трамвайно-троллейбусное управление".
В обоснование жалобы Минфин Хабаровского края приводит доводы о нарушении судом, при рассмотрении дела, норм процессуального права, в частности на то, что после перерыва, объявленного 13.03.2006 до 20.03.2006 до 14-30, судебное заседание было продолжено в 14-00, в результате чего Минфин края был лишен возможности заявить о пропуске срока исковой давности. Считает, что судья Тищенко А.П. должен был заявить самоотвод на основании п. 6 ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 24 АПК РФ, поскольку имелось сомнение в его беспристрастности. Также указывает на нарушения норм материального права: непредоставление истцом допустимых доказательств размера понесенных им убытков, не применены п. 1 ст. 15, п. 5 ст. 790 ГК РФ, подлежащие применению.
Правительство Хабаровского края в своей жалобе ссылается на отсутствие доказательств, подтверждающих понесенные истцом затраты, и протоколов предварительных судебных заседаний от 01.02.2006 и от 13.02.2006.
МУП "Трамвайно-троллейбусное управление" обжалует судебные акты в части отказа в иске о взыскании с Минфина РФ 13543365 руб. убытков, поскольку считает, что срок исковой давности им не пропущен.
В судебном заседании представители истца и Министерства финансов Хабаровского края доводы, изложенные в жалобах, поддержали.
Представитель Министерства финансов РФ выразил согласие с кассационной жалобой Министерства финансов Хабаровского края.
Представители Финансового департамента администрации г. Хабаровска поддержали доводы кассационной жалобы истца и привели основания, по которым не согласны с жалобами Минфина края и Правительства.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб, заслушав в заседании представителей сторон, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований к отмене судебных актов в связи со следующим.
Из материалов дела установлено, истец в 2002 году осуществлял перевозку пожилых граждан, инвалидов, граждан из малообеспеченных семей и других категорий граждан, имеющих льготы в соответствии с федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" и законом Хабаровского края "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2001-2003 годы".
Перевозка пассажиров в соответствии с указанными нормативными актами осуществлялась бесплатно, в результате чего истец понес убытки в сумме 23715303 руб., не компенсированных ему из соответствующего бюджета, о взыскании которых он обратился с иском в арбитражный суд.
Отказывая в иске к Российской Федерации в лице Минфина РФ в части предоставления льгот по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", судом правильно определен момент истечения срока исковой давности по заявленному истцом требованию, который заканчивался 01.01.2006, тогда как Минфин РФ к участию в деле привлечен 13.02.2006.
Поэтому вывод суда об истечении срока исковой давности по предъявленному истцом требованию 13.12.2005, о применении которой заявлено Минфином РФ, соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам и положениям ст.ст. 196, 199, 200 ГК РФ.
Ответственность по возмещению истцу расходов в сумме 10171938 руб., возникших в результате бесплатной перевозки пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми, правомерно возложена на основании целевой программы "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2001-2003 годы" на Министерство финансов Хабаровского края.
Определяя размер убытков, истец произвел расчет количества поездок граждан-льготников на основании постановления губернатора Хабаровского края от 22.02.2002 N 118 "О временном учете проезда льготных категорий граждан и о возмещении транспортным организациям расходов, связанных с реализацией федеральных и краевых льгот в Хабаровском крае".
На основании указанного Постановления в апреле-мае 2002 года истцом произведены натурные обследования пассажирских потоков, результаты которых в установленном порядке утверждены Администрацией г. Хабаровска, а в последствии использованы Министерством социальной защиты населения Хабаровского края в рамках прогнозирования объемов перевозок льготников при подготовке бюджетов края.
Таким образом, действующий в Хабаровском крае порядок расчета выпадающих доходов транспортных предприятий соответствует пункту 4.9 Постановления Государственного комитета РФ по статистике "Об утверждении Инструкции по заполнению форм федерального статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта от 28.08.1996 N 105, а также введенной в последствии аналогичной Инструкции (от 28.06.2002 N 149), предусматривающей периодическое проведение натурных обследований для определения коэффициента соотношения объемов платных и бесплатных перевозок пассажиров.
По настоящему делу сторонами результаты проведенных в апреле-мае 2002 года натурных обследований не оспариваются.
По результатам обследований истцом составлялись помесячные отчеты о количестве перевезенных льготников и суммах выпадающих доходов, которые утверждались Управлением транспорта администрации г. Хабаровска, и не признаны недействительными.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 ГК РФ данные расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Статьей 5 Закона Хабаровского края N 281 от 27.12.2000 "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2001-2003 годы" установлен бесплатный проезд инвалидов и пожилых пенсионеров за счет средств краевого бюджета.
Доказательств передачи краем достаточных средств на указанные цели в бюджет муниципального образования г. Хабаровск и нецелевого их использования последним ответчиком не представлено.
Поскольку органы государственной власти субъекта не обеспечили в полном объеме материальными средствами реализацию установленных льгот, понесенные истцом в связи с этим расходы правомерно взысканы за счет казны Хабаровского края в лице Минфина Хабаровского края.
При этом арбитражный суд правильно принял за основу размера убытков расчет истца, произведенный, исходя из стоимости проезда в автобусах общего пользования - 5 руб., утвержденной постановлением мэра г. Хабаровска N 187 от 02.03.2001, и в размере 6 руб., утвержденной постановлением мэра г. Хабаровска N 1142/0 от 04.10.2002.
Довод Минфина Хабаровского края о том, что при расчете иска необходимо применять фактическую себестоимость вместо тарифа подлежит отклонению как необоснованный, поскольку в соответствии со статьей 790 ГК РФ федеральным законодательством отдельным категориям граждан гарантированы определенные льготы - бесплатный проезд на транспорте, а не скидки к действующим тарифам, как предусмотрено федеральным законодательством по иным видам льгот для населения, и не возмещение расходов по себестоимости спорных услуг.
Кроме того, указанный довод противоречит преамбуле постановления губернатора Хабаровского края от 22.02.2002 N 118, согласно которой этот нормативный акт принят в целях возмещения выпадающих доходов транспортных предприятий.
Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах, основаниями для отмены вынесенных судебных актов не являются, поскольку не привели к принятию неправильных судебных актов.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 27.03.2006 и постановление от 03.07.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-18157/2005-35 (АИ-1/674/06-8) оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 октября 2006 г. N Ф03-А73/06-1/3386
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании