Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 ноября 2006 г. N Ф03-А04/06-1/4510
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 24.08.2006 по делу N А04-4045/06-10/268 Арбитражного суда Амурской области, по иску Открытого акционерного общества "Амургаз" к Администрации Ивановского района, Финансовому управлению Администрации Ивановского района, Департаменту финансов Амурской области, Департаменту соцзащиты населения Администрации Амурской области, Министерству финансов РФ о взыскании 111380 руб. 19 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 14.11.2006. Полный текст постановления изготовлен 21.11.2006.
Открытое акционерное общество "Амургаз" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации Ивановского района, Финансовому управлению Администрации Ивановского района, Департаменту финансов, Департаменту соцзащиты населения Администрации Амурской области, Министерству финансов РФ о взыскании 111380 руб. 19 коп. расходов (выпадающих доходов), связанных с предоставлением в ноябре-декабре 2004 года льгот гражданам по оплате за газ в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", на основании ст.ст. 16, 1069 ГК РФ.
Решением суда от 24.08.2006 требования истца полностью удовлетворены за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ.
Судебный акт мотивирован неисполнением Российской Федерацией в полном объеме установленных федеральным законодательством обязательств по финансированию из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ средств для компенсации указанных расходов.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в суде кассационной инстанции в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ, полагающего его отменить, как необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, в иске к Российской Федерации истцу отказать.
При этом заявитель оспаривает выводы изложенные в судебном решении о том, что на Российскую Федерацию возлагается обязанность 100-процентного финансирования всех льгот для инвалидов, как противоречащие требованиям ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, пункту 19 ст. 4 и пункту 15 ст. 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пункту 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901.
Пунктом 16 данных Правил установлено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг, возмещаются по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности - за счет средств федерального бюджета, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному - в порядке, установленном субъектами и органами местного самоуправления.
Таким образом, финансирование расходов на реализацию мер по социальной защите инвалидов в части, отнесенной законом к полномочиям субъекта, должно осуществляться самим субъектом из источников, формируемых за счет его собственных средств.
Истцом не доказано, что льготники-инвалиды проживали в государственном жилищном фонде, находящемся в федеральной собственности.
Судом не установлено и истцом не доказано каким органом власти и какого уровня допущены нарушения, приведшие к недостаточности запланированных в бюджете средств.
Выводы суда о недостаточности средств для реализации льгот, запланированных в федеральном бюджете на 2004 год (в соответствующем законе о федеральном бюджете) - есть не что иное, как дача оценки федеральному законодательному акту (закону о федеральном бюджете), что относится, в соответствии с действующим законодательством, к исключительной компетенции Конституционного суда Российской Федерации.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований для отмены или изменения судебного решения, находя его законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела и установлено судом ОАО "Амургаз" в 2004 году в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и во исполнение заключенного с Администрацией Ивановского района договора N 1 от 09.02.2004 представляло льготникам скидку в размере 50% на оплату газа.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению указанных льгот в ноябре, декабре 2004 году в сумме 111380 руб. 19 коп. на основании ст.ст. 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Размер предоставленных истцом льгот по оплате за газ в спорный период гражданам по указанному закону подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996, изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы по жилфонду, находящемуся в собственности субъекта РФ и муниципального образования, общественному жилфонду, возмещаются в порядке, установленном субъектом Федерации и органами местного самоуправления.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление, как установлено пунктом 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, является Министерство финансов РФ.
Согласно статье 47 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" в составе федерального бюджета создан Фонд компенсаций и приложением N 14 к данному Закону (распределение средств Фонда компенсаций на 2004 год) Амурской области в Фонде компенсаций запланировано и доведено на возмещение льгот по оплате ЖКУ в том числе и по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в соответствии с ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" 146901 тыс. руб., которые в соответствии с Постановлением Правительства N 536 от 14.07.2001 распределены по бюджетам муниципальных образований в полном объеме, в том числе Ивановскому району - 3298 тыс. руб.
Однако объем запланированных и предоставленных из федерального бюджета финансовых средств на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Амурской области недостаточен для финансирования всех льгот, предоставляемых по названному Закону за счет средств Фонда компенсаций.
Доказательств нецелевого использования субъектом РФ данных средств в деле не имеется.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанных федеральных законов, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Ивановского района, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 111380,19 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Удовлетворяя требования истца за счет казны РФ, суд правомерно сослался на указанное выше законодательство, а также на п. 18 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" N 23 от 22.06.2006, разъяснившего, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготной категории потребителей, возлагается на субъект РФ или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета, взыскание должно производиться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования.
В связи с чем, доводы заявителя жалобы, не могут быть признаны законными.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 24.08.2006 по делу N А04-4045/06-10/268 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 ноября 2006 г. N Ф03-А04/06-1/4510
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании