Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 ноября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/4013
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Смагарев Н.Я. - начальник отдела по доверенности N 716 от 23.12.2005, Кинзерская Н.И. - инженер отдела по доверенности N 21 от 11.01.2006, от ответчика: Морозов И.С. - начальник юридического отдела по доверенности N 124 от 25.10.2006, Шкодина Н.Ф. - юрисконсульт по доверенности N 10 от 20.06.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Восточный порт" на решение от 19.07.2006 по делу N А51-19989/05 36-395 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к открытому акционерному обществу "Восточный порт" о взыскании 130735 руб. 74 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 13.11.2006. Полный текст постановления изготовлен 20.11.2006.
В судебном заседании кассационной инстанции в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 14 часов 30 минут 13.11.2006.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Восточный порт" о взыскании 136467 руб. 71 коп., составляющих плату за пользование вагонами согласно ст. 39 УЖТ РФ.
До принятия решения судом истец в порядке ст. 49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований до 130735 руб. 74 коп.
Решением от 19.07.2006 исковые требования удовлетворены в заявленном объеме.
В апелляционном порядке решение не проверялось.
В кассационной жалобе ОАО "Восточный порт" просит отменить решение от 19.07.2006 как несоответствующее нормам права. По мнению заявителя, судом необоснованно не принято во внимание то обстоятельство, что в деле отсутствуют доказательства уведомления грузополучателя о времени подачи вагонов к месту их выгрузки согласно ч. 4 ст. 34 УЖТ РФ, в связи с чем в соответствии с п. 3 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами до момента получения уведомления об их прибытии. Кроме того, ссылаясь на положения п. 10 ст. 39, ст. 58 УЖТ РФ, условия договора об эксплуатации подъездного железнодорожного пути порта от 12.10.2001 N 392, указывает, что судом не приняты доводы о подаче под разгрузку вагонов в количестве, превышающем количество, установленное договором, а именно, 16 вагонов на каждую ось (п. 6.5 договора); о том, что во время составления акта общей формы N 634600 (ведомость 903884) по памяткам 853815, 853817, аналогично по актам NN 634601, 634547 осуществлялась выгрузка соответственно по памяткам 853817, 853815, 853671, 853665, 853669, 853667.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ОАО ОАО "Восточный порт" поддержали позицию, изложенную в кассационной жалобе. Представители ОАО "РЖД", возражая относительно доводов жалобы, просили оставить ее без удовлетворения, пояснив, что документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя, является акт общей формы; в деле имеются соответствующие акты, которые оформлены в соответствии с действующим законодательством; о том, что отсутствуют уведомления о подаче вагонов, в разногласиях к акту общей формы не отражено. Вместе с тем, указывает, что уведомления о прибытии груженых вагонов дорогой сообщаются по телефону и вносятся в натурный лист с указанием фамилии диспетчера, принявшего сообщения. В данных листах отражается и разнарядка на подачу вагонов с указанием подъездного пути, следовательно, данное подтверждает то, что ответчику было известно о времени подачи вагонов.
Проверив законность решения от 19.07.2006, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для его отмены либо изменения не установил.
Как следует из материалов дела, в декабре 2004 года истцом на основании актов общей формы за NN 634600, 634601, 634547, ведомостей подачи и уборки вагонов за NN 903884, 903885 ответчику начислена плата за пользование вагонами за время их простоя на станции назначения - в связи с неприемом получателем по причине неприема угольным комплексом, отсутствием складской площади под экспортный уголь марки К-9, К-10, ГРК; выставлена счет-фактура от 01.02.2005 N 14 на сумму, в том числе 130735 руб. 74 коп.
Отсутствие оплаты со стороны грузополучателя - ОАО "Восточный порт" послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Разделом 2 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 03.12.2000 N 2ЦЗ, зарегистрированных в Минюсте России 14.03.2001 N 2608 (действовавших в спорный период), предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
В материалах дела представлены акты общей формы за NN 634600, 634601, 634547, в которых перечислены вагоны, прибывшие в адрес ОАО "Восточный порт" с указанием их номеров. Причиной задержки вагонов указано: "неприем угольным комплексом, отсутствие складской площади под экспортный уголь марки КС-9, КС-10, ГТК"; указано время начала и окончания задержки. Со стороны порта акты не подписаны, учинена запись о том, что представитель порта от подписи отказался; данная запись подтверждена двумя представителями дороги.
В названных актах отражено количество вагонов, не превышающее предельное количество вагонов, а именно 16, предусмотренное с учетом установленной договором между сторонами об эксплуатации подъездного пути железнодорожного пути порта N 392 вместимости мест погрузки-выгрузки. В связи с чем отклоняется довод заявителя кассационной жалобы о том, что под разгрузку подавались вагоны с превышением установленного количества.
Его же ссылка на отсутствие уведомления порта со стороны дороги о подаче вагонов к месту их выгрузки согласно п. 4 ст. 34 УЖТ РФ также кассационной инстанцией не принимается. Как правильно указано судом первой инстанции, с учетом положений ст. 34 УЖТ РФ, пункта 3.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, пунктов 3, 5 вышеназванного договора N 392, представленных в деле натурных листов, каких-либо доказательств о нарушении истцом установленного договором порядка уведомления порта в деле не представлено. Кроме того, судом принято во внимание, что согласно п. 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом соответствующих замечаний в адрес дороги портом на актах общей формы разногласиях на акты общей формы, ведомостях подачи и уборки вагонов не представлено. Так, в разногласиях (л.д. 43, 47 - обратная сторона листов) указано, что акты общей формы за NN 634600, 634601, 634547 заведены с нарушением законодательства, между тем в чем заключаются такие нарушения в разногласиях не указано.
Подлежит отклонению и приведенный заявителем довод о наличии складской площади для выгрузки прибывшего угля, поскольку данный довод, как и вышеуказанные, являлся предметом исследования в суде первой инстанции и фактически направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что в силу ст. 286 АПК РФ является недопустимым.
Таким образом, суд, исследовав в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности л взаимосвязи пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания платы за пользование вагонами за время их нахождения на станции назначения в ожидании подачи под разгрузку в сумме 130735 руб. 74 коп.
Кассационная инстанция не находит оснований того, что данные выводы не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, а установленные обстоятельства нуждаются в дополнительном исследовании.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.07.2006 по делу N А51-19989/05 36-395 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 ноября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/4013
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании