Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 декабря 2006 г. N Ф03-А51/06-1/4591
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 25.07.2006, постановление от 28.09.2006 по делу N А51-3479/2006 13-81 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к администрации муниципального образования г. Дальнереченск, администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 21277 рублей 32 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2006 года Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2006 года.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации муниципального образования г. Дальнереченск, администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 21277 рублей 32 копеек, составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением ветеранам льгот по оплате потребленной электроэнергии (с учетом уточненных требований).
Решением суда от 25.07.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.09.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", не выделялись. Остальные ответчики от ответственности освобождены.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О ветеранах", где предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
Кроме того, указывает на то, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на недоказанность истцом факта возникших у него убытков в спорный период и наличие права на льготы у лиц в соответствии с законодательством РФ, а также необоснованное включение в исковые требования НДС.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не приняли.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, истец на основании договоров N 135 от 26.12.2003 и N 33 от 23.05.2003, заключенных с администрацией МО г. Дальнереченск, в период с августа 2003 года по ноябрь 2004 года предоставил льготы ветеранам по оплате потребленной электроэнергии, что подтверждается имеющимися в деле документами.
В связи с невозмещением истцу государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления его расходов в сумме 21277 руб. 32 коп., заявлены настоящие исковые требования.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.
Исходя из названного Закона, с учетом ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 (действующим до 07.07.2003), ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, суд пришел к обоснованному выводу о том, что финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативно-правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, определено Министерство финансов РФ.
Как установлено судом, финансирование на реализацию ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета в бюджет Приморского края не производилось. Указанное подтверждается ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год".
Не предусмотрены они, как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2003 год" предусмотрено выделение средств краевого бюджета на реализацию ФЗ "О ветеранах" в размере 464774 тыс. руб., в том числе МО г. Дальнереченск на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг данной категории граждан - 4655 тыс. руб.
Статьей 23 Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" утверждены расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в размере 506223 тыс. руб., из них МО г. Дальнереченск на компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг выделено 5339 тыс. руб.
Указанные денежные средства муниципальным образованием получены в полном объеме и распределены по целевому назначению, что подтверждается Законами Приморского края N 115-КЗ от 08.06.2004 "Об исполнении краевого бюджета за 2003 год", N 266-КЗ от 07.07.2005 "Об исполнении краевого бюджета за 2004 год".
Объем переданных из краевого бюджета муниципальному образованию субвенций на рассматриваемые цели не удовлетворил его потребность в средствах на компенсацию расходов предприятий, предоставивших ветеранам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных Федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2003 и 2004 годы без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует статьям 16, 1071 Гражданского кодекса РФ.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.
Таким образом, обжалуемые судебные акты законны и обоснованны, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 25.07.2006 и постановление от 28.09.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-3479/2006 13-81 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 декабря 2006 г. N Ф03-А51/06-1/4591
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании