Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 января 2007 г. N Ф03-А59/06-2/4581
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области на решение от 16.06.2006, постановление от 21.08.2006 по делу N А59-1351/06-С11 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области к войсковой части, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области, о взыскании налоговых санкций.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 24 января 2007 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области (далее - инспекция налоговой службы, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о взыскании с войсковой части налоговых санкций в общей сумме 47512740 руб. на основании решения от 11.01.2006 N 12-21/6.
Определением суда от 24.05.2006 произведена замена ненадлежащего ответчика - войсковой части, надлежащим - Государственным учреждением "Сахалинское пограничное Рижское ордена Ленина управление береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ" (далее - пограничное управление). Этим же определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области.
Решением суда от 16.06.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.08.2006, в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что войсковая часть не является юридическим лицом и поэтому не может быть привлечена к налоговой ответственности.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция налоговой службы обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, на момент проведения налоговой проверки и вынесения решения налоговым органом восковая часть являлась юридическим лицом, следовательно, привлечение ее к налоговой ответственности правомерно.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, налоговый орган участия в судебном заседании не принимал.
Управление ФНС России по Сахалинской области в отзыве на жалобу поддерживает приведенные в ней доводы, просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить требования инспекции налоговой службы о взыскании с ответчика налоговых санкций. Ходатайством, изложенным в отзыве, Управление ФНС России по Сахалинской области просит рассмотреть кассационную жалобу без участия своего представителя.
Пограничное управление в возражениях на кассационную жалобу и в судебном заседании отклоняет доводы жалобы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как принятые в соответствии с действующим законодательством.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва и возражений на нее, выслушав пояснения представителя пограничного управления, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, инспекцией налоговой службы проведена выездная налоговая проверка деятельности войсковой части по вопросам соблюдения правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль и налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2002 по 01.01.2004, по результатам которой составлен акт от 15.12.2005 N 12-21/236 и принято решение от 11.01.2006 N 12-21/6 о привлечении войсковой части к налоговой ответственности, предусмотренной:
- пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль в виде штрафа в размере 1528560 руб. и налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 1273800 руб.;
- пунктом 2 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговых деклараций по налогу на прибыль в виде штрафа в размере 23692680 руб. и по налогу на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 21017700 руб.
Этим же решением войсковой части доначислены налоги в общей сумме 14011800 руб. и пени - 6995531,27 руб. В адрес налогоплательщика направлено требование от 20.01.2006 N 5356 об уплате налоговой санкции.
Неисполнение указанного требования в установленный срок послужило основанием для обращения налогового органа с заявлением в арбитражный суд.
В ходе рассмотрения спорных правоотношений судом установлено, что войсковая часть на момент проведения налоговой проверки являлась структурным подразделением Краснознаменного Тихоокеанского регионального пограничного управления Федеральной службы безопасности РФ (том 1, л.д. 73-75). В результате реорганизации последнего на основании приказа ФСБ России от 31.12.2004 N 860 в форме разделения на два вновь образованных государственных учреждения войсковая часть перешла в подчинение к ГУ "Сахалинское пограничное Рижское ордена Ленина управление береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ".
В статье 11 НК РФ дано понятие организации как юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, и понятие обособленного структурного подразделения организации.
В соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ структурные подразделения, филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за исполнение всех обязанностей в сфере налоговых правоотношений несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующее структурное подразделение.
Арбитражный суд, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные в дело доказательства, пришел к выводу о том, что войсковая часть не является юридическим лицом и, будучи структурным подразделением Краснознаменного Тихоокеанского регионального пограничного управления Федеральной службы безопасности РФ, не может быть привлечена к налоговой ответственности исходя из положений статьи 107 НК РФ, устанавливающей ответственность за совершение налоговых правонарушений только в отношении организаций и физических лиц.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, переоценка исследованных судом доказательств и сделанных на их основе выводов не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 16.06.2006, постановление апелляционной инстанции от 21.08.2006 по делу N А59-1351/06-С11 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На основании п.1 ст.107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16, 18 НК РФ.
По мнению налогового органа, на момент проведения налоговой проверки и вынесения решения налоговым органом войсковая часть являлась юридическим лицом. Поэтому привлечение ее к налоговой ответственности правомерно.
Как указал суд, признавая позицию налогового органа неправомерной, войсковая часть не является юридическим лицом, поэтому она не могла быть привлечена к налоговой ответственности.
Как было установлено судом, войсковая часть на момент проведения налоговой проверки являлась структурным подразделением регионального пограничного управления Федеральной службы безопасности РФ.
В дальнейшем, в результате реорганизации на основании приказа ФСБ России в форме разделения на два вновь образованных государственных учреждения войсковая часть перешла в подчинение к управлению береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ.
Таким образом, войсковая часть в силу положений ст.11 НК РФ являлось обособленным структурным подразделением организации.
Вместе с тем, структурные подразделения, филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков.
В связи этим, ответственность за исполнение всех обязанностей в сфере налоговых правоотношений несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующее структурное подразделение.
Следовательно, структурное подразделение не может быть привлечено к налоговой ответственности исходя из положений ст.107 НК РФ.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 января 2007 г. N Ф03-А59/06-2/4581
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании